АЛЬТ-СОФТ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«КУЛЬТУРА РОССИИ 2012 - 2018 ГОДЫ»
Простой поиск
Название
Персоны
Combo
 
 
 
www.altsoft.spb.ru



www.altsoft.spb.ru
История российского художественного кинематографа по документам РГАЛИ (1908-1939 гг.).

Опыт создания базы данных

Интерес к российской кинематографии, являющейся частью отечественной и мировой культуры, не ослабевает, а в связи с объявлением 2016 года Годом российского кино только возрастает.
Российский государственный архив литературы и искусства в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 гг.)» на 2016 г. провел выявление документов для создания базы данных «История российского художественного кинематографа первой половины XX в. по документам РГАЛИ».

Целью проекта является создание информационного ресурса для популяризации архивных документов по истории российского кинематографа со времени его возникновения до конца 1930-х гг. и расширения доступа к ним. Решение о включении в базу данных документов, касающихся только игрового кино, было обусловлено спецификой состава фондов РГАЛИ. По определению, данному игровому кино в энциклопедическом словаре «Кино» – это «…фильм, создаваемый на основе сценарного сюжета, трактуемого режиссером и воплощаемого средствами актерской игры, операторского искусства и др.» , где под «и др.» подразумевается искусство художника-постановщика, композитора, монтажера… В РГАЛИ сосредоточено более пятидесяти фондов кинорежиссеров, более тридцати фондов кинодраматургов и сценаристов, девять фондов кинооператоров, более трехсот фондов артистов, многие из которых снимались в кино, фонды композиторов и художников, участвовавших в постановках фильмов, фонды критиков, киноведов, историков кино.

Выявление и отбор документов основывался на системном подходе к документальному массиву и включал такие методы, как хронологическое структурирование, источниковедческий анализ для определения научной, художественной и культурологической ценности документов. Предварительное выявление документов по теме производилось с использованием научно-справочного аппарата РГАЛИ: по выпускам Путеводителя по фондам архива, описям фондов и каталогам (именному, систематическому, электронному). На основании предварительного выявления был произведен отбор документов наиболее полно раскрывающих тематику базы данных. При этом особое внимание было уделено документам, отражающим этапы создания художественных фильмов.

В дореволюционной России не существовало государственного органа управления производством фильмов. Частные кинофирмы сами решали что и как снимать, действуя на свой страх и риск. Материалы о создании первых игровых кинолент отложились в личных фондах деятелей кино: А.А. Ханжонкова, Ю.А. Желябужского, деятеля кино М.Н. Алейникова, киноведа Г.М. Болтянского.


Вскоре после октября 1917 г. новая власть занялась организацией управления киноделом, т.к. значение кино, как мощного идеологического рычага, с течением времени становилось все более очевидным. На партийных съездах обсуждались вопросы использования кино для привлечения широких слоев населения к строительству новой жизни, в пропаганде социалистических идей. Общеизвестны высказывания руководителей государства, в которых делался акцент на возможность влияния кинематографии на широкую зрительскую аудиторию. Например, В.И. Ленин, по свидетельству А.В. Луначарского, в искусстве кино «ценил, прежде всего, его колоссальную агитационно-пропагандистскую силу» , а И.В. Сталин подчеркивал, что «кино – есть величайшее средство массовой агитации» . В докладной записке заведующего Госкино в Президиум коллегии Наркомпроса от 23 августа 1923 г. о положении и перспективах Госкино о задаче кино в советской республике говорится: «Считая основной задачей кино в Советской Республике осуществление политико-просветительной, агитационных и культурно-просветительных задач Советской власти, а также научное и художественно-эстетическое воспитание масс путем: а) производства и эксплуатации соответствующих фильм и фотоотпечатков; б) производства фото и киносъемок по социальной хронике и собирание их в фильмотеках и фотоархивах; в) содействия всеми мерами развитию учебных заведений, имеющих целью выпуск специалистов художественного кино и техников фото и кино…». Строительство системы руководства киноделом, проходившее во взаимосвязи с важнейшими событиями в стране и в кинематографии, сопровождалось многочисленными экспериментами, настойчивыми поисками оптимальных форм. Основная часть учредительных документов по истории становления управления производством фильмов хранится в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ), в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). В РГАЛИ также хранятся фонды учреждений, занимавшихся управлением и организацией кинопроизводства, и фонды общественных организаций деятелей кино: Центрального государственного фотокинопредприятия (Госкино) (Ф. 989), Всероссийского фотокинематографичесого акционерного общества «Совкино» (Ф. 2496), Всесоюзного государственного кинофотообъединения «Союзкино» (Ф. 2497), кинофабрик «Совкино» и «Союзкино» (Ф. 2497), Ассоциации работников революционной кинематографии (АРРК) (Ф. 2494). В базу данных включены документы из перечисленных фондов.

Количество личных фондов деятелей кино: сценаристов, режиссеров, операторов, актеров, художников, композиторов, кинокритиков, историков кино в собрании РГАЛИ в несколько раз превышает количество фондов учреждений, занимавшихся управлением и организацией кинопроизводства. Это соотношение прямо пропорционально количеству управленческих и творческих документов, включенных в информационный ресурс. Значительное количество материалов, сохранившихся в фондах творческих работников, связанных с производством художественных фильмов: литературные и режиссерские сценарии, монтажные листы, фотографии кадров и рабочих моментов съемки фильмов, фотографии актеров в ролях, партитуры музыкального оформления фильмов, эскизы декораций, – позволило широко представить процесс создания фильмов.

Ограниченный объем базы данных – 1000 аннотаций документов заставил участников проекта сосредоточиться на отборе наиболее интересных и редких материалов.

Для включения в базу данных были отобраны документы великих режиссеров, составивших славу отечественного кинематографа, фонды которых хранятся в РГАЛИ: С.М. Эйзенщтейна, Вс. И. Пудовкина, А.П. Довженко, братьев Васильевых, Б.В. Барнета, Л.В. Кулешова, С.И. Юткевича и материалы о фильмах, являющихся золотым фондом российского кино: «Броненосец Потемкин», «Да здравствует Мексика!» «Стачка», «Процесс о трех миллионах», «Земля», «Веселые ребята», «Петр I», «Чапаев». Поскольку объем сохранившихся документов значителен (например, в фонде С.М. Эйзенштейна отложилось более двух тысяч документов, связанных с кино), были выбраны наиболее интересные виды документов по каждому фильму хронологического периода базы данных – режиссерский сценарий, малоизвестные широкой публике фотографии рабочих моментов съемок фильмов и небольшое количество кадров из фильмов. При этом были представлены все фильмы каждого режиссера. Вместе с тем, в базе данных максимально представлены немногочисленные сохранившиеся документы по истории дореволюционного кинематографа, о фильмах того времени, а также документы о перестройке кинопроцесса после революционных событий 1917 г.

Как писал киновед С.С. Гинзбург: «…Из двух с лишним тысяч игровых фильмов, поставленных в России до революции, в Госфильмофонде имеется не многим больше двухсот. Почти полностью отсутствует знаменитая “Русская золотая серия”, в которой выдвинулись такие режиссеры, как Я. Протазанов, В. Гардин и А. Уральский, в которой ставил фильмы Вс. Мейерхольд, снимал А. Левицкий, делал декорации В. Егоров».


В процессе подготовки информационного массива были выявлены документы многих несохранившихся фильмов. Основной причиной утраты фильмов раннего периода (1908-1929 гг.), помимо технических (горючесть и хрупкость основы пленки) было появление звукового кино: немые фильмы утратили свою коммерческую ценность, студии избавлялись от них, т. к. им требовалось свободное место для хранения новых картин, тем более что хранение старых фильмов обходилось дорого. В результате анализа выявленных в РГАЛИ материалов выяснилось, что в архиве сохранилось значительное количество документов на бумажной основе о производстве кинофильмов, в том числе многих полностью или частично утраченных.


На сайте Госфильмофонда в разделе «Утраченное кино» мы читаем: «Как известно, существенная часть отечественного кинофонда не сохранилась до наших дней – в первую очередь это касается фильмов 1900-х – 1930-х гг. Мы хотели бы собрать максимально подробную информацию об утерянных картинах: фильмографические данные, выдержки из прессы и мемуаров, кадры, фотопробы, рабочие моменты» . Коллектив научных сотрудников Госфильмофонда обратился ко многим ведущим российским киноведам. По результатам опроса был составлен рейтинг фильмов, которые были полностью сняты и затем утрачены. На сайте опубликован список из шестидесяти шести наиболее интересных для киноведов фильмов. Материалы по двадцати из этих фильмов выявлены в фондах РГАЛИ и были отобраны для включения в базу данных: «Бежин луг» (1935-1937, реж. С. Эйзенштейн), «Братишка» (1926, реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг), «Вася-реформатор» (1926, реж. Ф. Лопатинский), «Водоворот» (1927, реж. П. Петров-Бытов), «Двадцать два несчастья» (1930, реж. С. Бартенев, С. Герасимов), «Девушка с далекой реки» (1927, реж. Е. Червяков), «Женитьба» (1937, реж. Э. Гарин, Х. Локшина), «Закованная фильмой» (1918, реж. Н. Туркин), «Как надо и как не надо» (1929, реж. Н. Экк), «Ключи счастья» (1913, реж. В. Гардин, Я. Протазанов), «Кража зрения» (1934, реж. Л. Кулешов), «Лес» (1931-1932, реж. С. Герасимов), «Ливень» (1929, реж. И. Кавалеридзе), «Личное дело» (1932, реж. бр. Васильевы), «Митя» (1927, реж. Н. Охлопков), «Никита Иванович и социализм» (1931, реж. А. Маковский), «Посторонняя женщина» (1929, реж. И. Пырьев), «Темное царство» (1929, реж. А. Гавронский), «Ухабы» (1928, реж. А. Роом).


Показателен пример фильма «Бежин луг», снятого С.М. Эйзенштейном. Фильм был встречен критикой очень сурово. Работа над ним была приостановлена после просмотра в черновом монтаже в Главном управлении кинематографии, а отснятый материал был забракован. 17 марта 1937 г. приказом по Главному управлению кинематографии работы по постановке фильма «Бежин луг» были прерваны «по причине формализма и усложненности языка картины». Несмонтированный материал фильма был уничтожен попаданием немецкой бомбы во время Великой Отечественной войны. Но кое-что удалось сохранить. Монтажер Эсфирь Тобак, монтируя черновой вариант фильма «Бежин луг», сохранила несмонтированные срезки кадров, также от фильма осталось восемь метров кинопленки, режиссерский сценарий в двух вариантах, множество режиссерских разработок, заметок и рисунков. Все это было сохранено женой С.М. Эйзенштейна П.М. Аташевой и передано в РГАЛИ. Погибшую ленту позже восстановили на основе материалов РГАЛИ как систему фотографий из этих кадров (фотофильм) Н.Э. Клейман и С.И. Юткевич.


Кроме перечисленных выше утраченных кинолент, в РГАЛИ имеются документы по другим несохранившимся фильмам, таким как «Шкаф смерти» (1914, реж. Е. Бауэр, А. Брянский), «Волжский богатырь» (1917, реж. А. Чаргонин), «Иринина могила» (1917, реж. А. Чаргонин), «Гафир и Мариам» (1928, реж. Э. Иогансон), «А почему так?» (1929, реж. Н. Дирин, А. Ларионов) и др. В фондах архива хранятся фотографии кадров из неустановленных фильмов, фотографии актеров в неустановленных ролях, которые ждут своих исследователей.


В основе разработанной структуры информационного ресурса лежит тематико-хронологический принцип, обусловивший разделение аннотаций документов по двум основным группам и трем хронологическим периодам. В составе каждого хронологического периода выделены разделы, соответствующие видам документов. Видовой состав документов разнообразен: постановления и распоряжения; рукописи литературных и режиссерских сценариев, воспоминаний, исследований, статей, рецензий; монтажные листы фильмов; планы и отчеты кинофабрик, списки фильмов; протоколы и стенограммы заседаний, посвященных обсуждению сценариев и фильмов, а также выработке политики в области кинопроизводства; партитуры музыкального оформления фильмов; эскизы декораций, костюмов; раскадровка; фотографии кадров из фильмов, актеров в ролях, рабочих моментов съемок.


Структура информационного ресурса:

I. Документы об управлении киноделом и организации кинопроизводства
1. Постановления и распоряжения органов управления
2. Акционерные общества, кинофабрики, киностудии
3. Документы деятелей кино (автобиографии, фильмографии, фотографии и др.)
II. Документы о производстве художественных фильмов 1908-1917 гг.
1. Сценарии, режиссерские заметки, титры и др.
2. Фотографии рабочих моментов и актерских проб
3. Фотографии кадров из фильмов и актеров в ролях
4. Эскизы декораций, костюмов, программы, афиши и др.
5. Рецензии, отзывы
III. Документы о производстве художественных фильмов 1918-1920-е гг.
1. Сценарии, монтажные листы и др.
2. Фотографии рабочих моментов и актерских проб
3. Фотографии кадров из фильмов и актеров в ролях
4. Эскизы декораций, программы, афиши и др.
5. Рецензии, отзывы, стенограммы обсуждений
IV Документы о производстве художественных фильмов 1930-е гг.
1. Сценарии, монтажные листы
2. Фотографии рабочих моментов и актерских проб
3. Фотографии кадров из фильмов и актеров в ролях
4. Эскизы декораций, программы, афиши и др.
5. Музыка к фильмам
6. Рецензии, отзывы, стенограммы обсуждений
V. Исследования, статьи, воспоминания и др.


Документы, выявленные в фондах РГАЛИ, позволяют лучше представить историю зарождения, становления и развития отечественного игрового кинематографа. Введение в базу данных большого количества имен деятелей кино персонифицирует историю кинопроизводства в России, позволяет проследить творческие связи, преемственность поколений российских кинематографистов. Появление в начале XX в. в России нового вида искусства – кино привлекло к себе внимание многих творческих деятелей. В кинематографе пробовали себя выдающиеся театральные актеры и режиссеры того времени: В.И. Качалов, М.А. Чехов, И.М. Москвин, В.Э. Мейерхольд, А.А. Санин и др. Бурное развитие кинематографа дало импульс к проявлению творческих способностей молодого поколения актеров и режиссеров, поднявших российское кино до мирового уровня. Среди них: И.В. Ильинский, В.П. Кторов, А.С. Хохлова, Я.Б. Жеймо, С. Г. Бирман, М.М. Штрауха, С.М. Эйзенштейна, В.И. Пудовкин, А.П. Довженко и др.


Перед составителями стояла задача максимально представить разнообразие документов, имеющих научную, художественную и культурологическую ценность. Для визуализации представленной информации были созданы цифровые копии более трехсот документов, среди которых: Положение о цензурно-репертуарной комиссии фотокиноотдела Наркомпроса и протокол комиссии по утверждению положения (1919 г.); Циркулярное письмо Наркомпроса об упорядочении кинопрокатного дела и образовании Акционерного общества «Госкино» (1923 г.); докладная записка заведующего Госкино в Президиум коллегии Наркомпроса о положении и перспективах Госкино (1923 г.); стенограммы дискуссий Ассоциации работников революционной кинематографии (АРРК) по фильмам 1928-1930 гг.; работа Н. А. Лебедева, А. Г. Морова, Б. З. Шумяцкого «Хронология советской кинематографии» (1931 г.); машинописные копии сценариев и либретто первых дореволюционных игровых фильмов, сохранившихся в секции драматургии Союза советских писателей СССР – «Понизовая вольница», «Драма в таборе подмосковных цыган», «Ванька-ключник» (1908-1909 гг.); эскизы С.М. Эйзенштейна костюмов и мизансцен к фильму «Веселые ребята» (1933 г.); пример музыкального оформления фильмов – клавир песни Н. В. Богословского к фильму Э. А. Пенцлина.. «Истребители» (1939 г.) и др. Самую значительную по объему группу составили фотографии: кадры и фотографии актеров в ролях из утраченных и малоизвестных фильмов, фотографии рабочих моментов съемок и актерских проб известных фильмов; фотографии коллективов кинофабрик, съемочных групп.

Информационный массив обеспечит расширение доступа исследователей и других пользователей сети Интернет к документам Архивного фонда Российской Федерации, послужит популяризации архивных документов о зарождении и развитии кинематографа в России в 1908-1930-е гг.

Коллекция документальных материалов о кино складывалась в РГАЛИ с 1941 г.- года основания архива, и продолжает активно пополняться в наши дни. Только за последнее десятилетие в архив поступили документы выдающихся деятелей современного российского кино: Э.А. Рязанова, Л.И. Касаткиной, Е.Н. Колосова, К.С. Лучко, Л.Е. Шепитько, Э.Г. Климова, Н.М. Зоркой и многих других, ставших достойными преемниками старшего поколения кинематографистов. Документы многих из перечисленных кинодеятелей уже прошли научно-техническую обработку и доступны исследователям, работающим в читальном зале архива.



Приложение 1

Список фондов учреждений

1. Ф.631 Союз писателей СССР (СП СССР) (Москва, 1934-1991)
2. Ф.645 Главное управление по делам художественной литературы и искусства (Главискусство) Наркомпроса РСФСР (Москва, 1928-1933)
3. Ф.652 Государственное издательство "Искусство" (Москва, Ленинград, 1935-2005)
4. Ф.941 Государственная академия художественных наук (ГАХН) (Москва, 1921-1931)
5. Ф.966 Государственное издательство кинематографической литературы (Госкиноиздат) (Москва, 1938-1953)
6. Ф.989 Центральное государственное фотокинопредприятие (Госкино) (Москва, 1922-1926)
7. Ф.1230 Центральный комитет пролетарских культурно-просветительных организаций (Пролеткульт) (Москва, 1917-1932)
8. Ф.2494 Ассоциация работников революционной кинематографии (АРРК) (Москва, 1923-1934)
9. Ф.2496 Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Совкино» (Москва, 1924-1930)
10. Ф.2497 Всесоюзное государственное кинофотообъединение «Союзкино» (Москва, 1930-1933)
11. Ф.2498 Кинофабрики Всероссийского фотокинематографического акционерного общества «Совкино» и Всесоюзного государственного кинофотообъединения «Союзкино» (Москва, Ленинград, 1926-1933)

Приложение 2

Список личных фондов

1. Ф.3 Архангельский Александр Григорьевич (1889-1938) - поэт-юморист, редактор
2. Ф.8 Ленский Владимир Яковлевич (наст. фам. Абрамович; 1877-1931) - писатель
3. Ф.11 Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) - писатель
4. Ф.34 Амфитеатров Александр Валентинович (1862-1938) - писатель
5. Ф.336 Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930) - поэт
6. Ф.350 Никулин Лев Вениаминович (1891-1967) - писатель
7. Ф.987 Ханжонков Александр Алексеевич (1877-1945) - один из основоположников русской кинематографии; председатель Правления акционерного кинематографического общества "Ханжонков и Ко"
8. Ф.1086 Крашенинников Николай Александрович (1878-1941) - писатель
9. Ф.1334 Крученых Алексей Елисеевич (1886-1968) - поэт, художник, коллекционер
10. Ф.1369 Остроумов Лев Евгеньевич (1892-1955) - писатель, переводчик, киносценарист
11. Ф.1921 Протазанов Яков Александрович (1881-1945) - кинорежиссер, сценарист
12. Ф.1923 Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898-1948) - кинорежиссер
13. Ф.1929 Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953) - композитор
14. Ф.1940 Коллекция кинооператора Орловой Александры Петровны фотографий кадров из кинофильмов
15. Ф.1956 Коллекция рукописей деятелей искусств
16. Ф.1964 Шеншин Александр Алексеевич (1890-1944) - композитор
17. Ф.1966 Коллекция Седых Федора Сергеевича, служащего Ассоциации революциционной кинематографии
18. Ф.2003 Зархи Натан Абрамович (наст. фам. и имя Гуревич Исаак; 1900-1935) - кинодраматург
19. Ф.2048 Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) - композитор
20. Ф.2057 Болтянский Григорий Моисеевич (1885-1953) - кинорежиссер, киновед
21. Ф.2060 Пудовкин Всеволод Илларионович (1893-1953) - кинорежиссер
22. Ф.2062 Дунаевский Исаак Осипович (1900-1955) - композитор
23. Ф.2081 Довженко Александр Петрович (1894-1956) - кинорежиссер, писатель, сценарист
24. Ф.2266 Штраус Юрий Адольфович (1892-1963) - журналист
25. Ф.2313 Радин Николай Мариусович (наст. фам. Казанков; 1872-1935) - артист
26. Ф.2316 Чехов Михаил Александрович (1891-1955) - артист
27. Ф.2321 Бибиков Арсений Николаевич (1873-1927) - артист, писатель
28. Ф.2330 Коллекция фотографий по истории советского кино
29. Ф.2354 Желябужский Юрий Андреевич (1888-1955) - кинорежиссер, сценарист
30. Ф.2356 Преображенская Ольга Ивановна (1881-1971) - артистка, кинорежиссер
31. Ф.2369 Коваль-Самборский Иван Иванович (1893-1962) - артист
32. Ф.2384 Туркин Валентин Константинович (1887-1958) - кинодраматург
33. Ф.2394 Козловский Сергей Васильевич (1885-1962) - художник, режиссер
34. Ф.2403 Аксенов Всеволод Николаевич (1898-1960) - артист, режиссер, мастер художественного слова
35. Ф.2414 Бершадская Нина Львовна (1898-1969) - артистка
36. Ф.2447 Барнет Борис Васильевич (1902-1965) - кинорежиссер
37. Ф.2607 Никитины: Аким Александрович (1849-1917); его сын Николай Акимович (1887-1963) - артисты цирка
38. Ф.2613 Подобед Порфирий Артемьевич (1886-1965) – киноактер, кинорежиссер
39. Ф.2620 Коллекция архивов деятелей театра
40. Ф.2632 Мозжухин Иван Ильич (1889-1939) - артист
41. Ф.2636 Перестиани Иван Николаевич (1870-1959) - кинорежиссер, артист, сценарист
42. Ф.2639 Гинзбург Семен Сергеевич (1907-1974) - киновед
43. Ф.2679 Кулешов Лев Владимирович (1899-1970) - кинорежиссер; его жена Хохлова Александра Сергеевна (урожд. Боткина; 1897-1985) - киноактриса, режиссер
44. Ф.2686 Червяков Евгений Вениаминович (1899-1942) - кинорежиссер, сценарист, артист
45. Ф.2694 Ивинг Виктор Петрович (наст. фам. Иванов; 1888-1952 ) - театральный критик, историк балета
46. Ф.2698 Морской Давид Львович (1887-1969) - кинорежиссер
47. Ф.2706 Сережников Василий Константинович (1885-1952) - режиссер, мастер художественного слова
48. Ф.2710 Егоров Владимир Евгеньевич (1878-1960) - художник
49. Ф.2733 Васильевы (псевд. "Братья Васильевы"): Георгий Николаевич (1899-1946) , Сергей Дмитриевич (1900-1959) - кинорежиссеры
50. Ф.2734 Алейников Моисей Никифорович (1885-1964) - деятель кино
51. Ф.2753 Нильсен Владимир Семенович (наст. фам., имя и отч. Альпер Владимир Соломонович; 1906-1937) - кинооператор
52. Ф.2758 Штраух Максим Максимович (1900-1974) - артист; его жена Глизер Юдифь Соломоновна (1904-1968) - артистка
53. Ф.2769 Адельгейм Тамара Фридриховна (1904-1979) - артистка
54. Ф.2852 Брик Осип Максимович (1888-1945) - литературовед, критик
55. Ф.2886 Третьяков Сергей Михайлович (1892-1939) - писатель
56. Ф.2952 Орлова Вера Георгиевна (по мужу Аренская; 1894-1977) - артистка
57. Ф.2955 Церетелли Николай Михайлович (наст. фам. и имя Саид Мир Худояр Хан; 1890-1942) - артист
58. Ф.2957 Тамарин (Хмыров) Борис Петрович (1894-1978) - актер и режиссер
59. Ф.2972 Разумный Александр Ефимович (1891-1972) - кинорежиссер, кинооператор, художник
60. Ф.2979 Гарин Эраст Павлович (1902-1980) - артист, режиссер; его жена Локшина Хеся Александровна (1902-1982) - режиссер
61. Ф.3005 Утесов Леонид Осипович (1895-1982) - артист эстрады, певец
62. Ф.3009 Богословский Никита Владимирович (1913-2004) - композитор
63. Ф.3015 Дзиган Ефим Львович (1898-1981) - кинорежиссер
64. Ф.3040 Жеймо Янина Болеславовна (1909-1987) - артистка кино
65. Ф.3044 Роом Абрам Матвеевич (1894-1976) - кинорежиссер, Жизнева Ольга Андреевна (1899-1972) - артистка
66. Ф.3051 Юдин Константин Константинович (1896-1957) - кинорежиссер
67. Ф.3055 Герасимов Сергей Аполлинариевич (1906-1985) - кинорежиссер, Макарова Тамара Федоровна (1907-1997) - артистка кино
68. Ф.3058 Пырьев Иван Александрович (1901-1968) - кинорежиссер
69. Ф.3060 Вялов Константин Александрович (1900-1976) - художник
70. Ф.3061 Жаров Михаил Иванович (1899-1981) - артист
71. Ф.3088 Оболенский Леонид Леонидович (1902-1991) – киноартист, кинорежиссер
72. Ф.3239 Коноплев Борис Николаевич (1909 - 1982) - звукоинженер
73. Ф.3386 Косматов Леонид Васильевич (1901-1977) - кинооператор