Список фондов

В истории человечества бывали периоды, которые лучше назвать «время пространства», – настолько тесно вдруг в одной точке переплеталась география с хронологией, жизни людей и судьбы государственности.

27 тыс. квадратных километров почти на самом юге нашей страны… Это исходная точка развития, колыбель будущей русской державы, объединившей больше сотни народов и языков.

«Урок истории» из Х века, когда крымская Корсунь (ныне пригород Севастополя Херсонес) стала местом Крещения Руси, постоянно возвращался к России в разные века, пока 1783−1784 годы не утвердили Крым в составе Российской империи. Собственно, именно с тех пор началось освоение этого удивительного края не только в политическом или экономическом смысле, а во всем пространстве культуры. Крым как бы «прорастал» и «прирастал» в поэтических строфах и литературных строках, музыкальных аккордах и гармонии архитектурных линий, взмахах кисти художников и на театральных подмостках.

Огромную роль в цивилизационном смысле в истории полуострова сыграл архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов; 1800−1857). Этот поистине «ангел Крыма», пробыв на кафедре почти 10 лет, вплоть до своей кончины, был там в самые трудные годы Восточной войны, впоследствии получившей название «Крымской». Ободрял простых солдат и показывал пример мужества военачальникам, утешал вдов и помогал врачам, окормлял редкие церковные приходы и всюду проповедовал любовь к тому месту на карте страны, откуда шел исток ее государственности.

Не меньшую роль в истории России и ее части – Крымского полуострова сыграл назначенный в 1823 году генерал-губернатором Новороссии и Бессарабии Михаил Семенович Воронцов (1782–1856). Сегодня, глядя на плоды его трудов – Алупкинский дворец и благоустроенный Гурзуф, великолепные храмы Ялты, Алушты, процветший при М.С. Воронцове Никитский ботанический сад, хочется сказать, что, восприняв под свое руководство этот засушливый и дикий край, он возрастил его как жемчужину – в короне Российской империи.

Последняя четверть XIX века дала редкую возможность оставить свой след в истории Крыма и последним царям династии Романовых. Их дворцы и построенные на их средства храмы – в Ореанде, Массандре, Ливадии, Ай-Тодоре, Дюбере, Чаире – сегодня тоже являются украшением этого замечательного места.

Когда цивилизация и обустроенность повседневной жизни к началу ХХ века стали чем–то понятным и привычным, в Крым стали прибывать сотни деятелей культуры. Да, история полуострова, – как и множества других мест на мировой карте, не была ровна и спокойна. Гражданская и обе мировых войны оставили глубокие шрамы, – но это наша история, которая не ждет адвокатов, прокуроров или завоевателей.

Она принимает только тружеников, любящих этот край. И то, что хранят сегодня архивы, – прежде всего, Российский государственный архив литературы и искусства, показывает, насколько крепко и неразрывно жизнь полуострова связана со всей страной. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой и И.К. Айвазовский, К.Ф. Богаевский и А.М. Горький, А.П. Чехов и Н.П. Краснов, А.И. Куприн и И.А. Бунин, М.И. Цветаева и М.А. Волошин, А.С. Грин и К.Г. Паустовский, К.А. Федин и А.А. Фадеев, С.А. Герасимов и Ф.Г. Раневская и М.В. Нечкина… Этот список может быть почти бесконечным, − как бесконечны море и солнце Крыма. Наверное, почти все писатели, художники, архитекторы, композиторы, артисты или историки хотя бы единожды успели побывать здесь и запечатлеть «свой» Крым в собственных произведениях, статьях, дневниках, фотографиях. Ныне все они хранятся в РГАЛИ и являются нашим достоянием.

Среди более 3300 фондов РГАЛИ, пожалуй, найдется немного собраний, в которых не упоминался бы Крым. Как о русской Ницце писал о Крыме в самом конце XIX века публицист А.И. Фирсов, а литератор Д. Струков тогда же оставил свои заметки «О древностях Крыма»1. Уже десятки названий книг о Крыме заключает в себе «Список сочинений о Крыме» 1870-х годов2. Руины древних строений и еще более давние археологические памятники в конце XIX века привлекали к себе внимание историков, а начиная с 1920-х годов, сезонные раскопки там становятся общей практикой3.

Сильнейшее землетрясение на полуострове 1927 года побудило многих литераторов оказать посильную помощь восстановлению хозяйства и культуры Крыма. В декабре Комитет по борьбе с последствиями землетрясения при Наркомздраве РСФСР направляет А.С. Грину письмо с просьбой принять участие в альманахе «Писатели – Крыму»4.

Полуостров – как пространство особой свободы – всегда манил к себе и тех, кто искал экзотики. Отличный очерк Б.П. Чистова «На форде по Крыму» 1932 года5 – явное свидетельство этого.

Южный полуостров, наверное, уже более двух веков является местом отдыха не только творческой элиты или ученых, но и тех, кто, возможно, никогда бы там и не смог оказаться. В фонде А.С. Макаренко хранятся замечательные (и почти предсмертные) записи педагога о поездке его воспитанников в Крым в самом конце 1930-х годов6.

К сожалению, ныне мало упоминаемый писатель А.С. Серафимович немалую часть своей жизни провел на полуострове; его фонд полон самых разных заметок, записей о Крыме7.

Но это место − не только о радости творчества. Великая Отечественная война буквально пропитала крымскую землю скорбью. Защитники Херсонеса и Севастополя, партизаны Бахчисарая и Аджимушкайских каменоломен, бойцы Феодосии и Старого Крыма – память об их подвигах навсегда сохранится в архивных фондах Е. Петрова, К. Симонова, С. Смирнова, И. Сельвинского и многих десятков других.

Однако перечисление имен и произведений великого множества деятелей культуры может длиться бесконечно.

Документы РГАЛИ – это еще и фонды учреждений и организаций. Среди них – творческие союзы, члены которых неоднократно бывали на полуострове в рабочих поездках, редакции журналов и издательства, стремившиеся найти самые неожиданные и талантливые сочинения о Крыме. Среди таких документов – сборник «Поэты Крыма» 1936 года, послевоенные стихотворения стихи Я. Хелемского «Новоселы Крыма», М. Алигер «Весна в Крыму», очерк П.А. Павленко «Крым, которого еще не было» или рассказ Е.Е. Поповкина «Весенний Крым»8 и сотни др. Конечно, среди фондов учреждений особое место занимают советские министерства культуры и кинематографии, организовывавшие творческие конкурсы и смотры, съемки кинофильмов, постановки спектаклей9.

Есть что-то символическое в том, что именно в РГАЛИ хранится «Дело фильма» 2014 года «Битва за Крым» («Крым. Возвращенная победа»)10.

И это географическое пространство времени – навсегда!

О.А. Шашкова,
директор РГАЛИ



1 - Ф. 2. Оп. 1. Д. 297, 492.
2 - Ф. 471. Оп. 1. Д. 2.
3 - Ф. 118. Оп. 1. Д. 142; Ф. 525. Оп. 1. Д. 887; Ф. 2329. Оп. 8. Д. 305.
4 - Ф. 127. Оп. 2. Д. 1.
5 - Ф. 620. Оп. 1. Д. 360.
6 - Ф. 332. Оп. 4. Д. 300.
7 - Ф. 457. Оп. 1. Д. 165.
8 - Ф. 613. Оп. 1. Д. 8554; Ф. 618. Оп. 13. Д. 494, Д. 684; Ф. 634. Оп. 4. Д. 822, 1086.
9 - Ф. 2722. Оп. 1. Д. 104; Ф. 3011 Оп. 1 Д. 116.
10 - Ф. 3473. Оп. 12. Д. 1513.