27.03.2019

РГАЛИ – Году театра

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) - крупнейшее архивохранилище страны, в котором сосредоточены сотни тысяч документов по истории отечественной литературы, музыки, кино, изобразительного искусства, архитектуры и, конечно, театра.
За 78 лет существования в РГАЛИ собрана богатейшая коллекция фондов по истории русского и советского театрального искусства. Ее активное формирование началось в 1950-х годах и энергично продолжалось в 1970-е годы. Именно в этот период в архив поступали документы наиболее выдающихся театральных деятелей России XX века. Но и на современном этапе развития РГАЛИ комплектование его фондов материалами известных отечественных актеров и режиссеров, а также документами крупнейших столичных театров, не прекращается. Русское театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в документах личных фондов актеров и режиссеров, балетмейстеров: А.И. Южина, В.Э. Мейерхольда, М.Г. Савиной, Е.Д. Турчаниновой, А.А. Яблочкиной, Л.В. Собинова, А.А. Горского, М.И. Петипа, Л.Ф. Мясина, Б.А. Бабочкина, В.С. Высоцкого, М.И. Жарова, Ю.А. Завадского, Б.Е. Захавы, И.В. Ильинского, Л.И. Касаткиной, А.Г. Коонен, В.В. Меркурьева, С.М. Михоэлса, Т.И. Пельтцер, Р.Я. Плятта, М.М. Плисецкой, Н.А. Подгорного, Ф.Г. Раневской, Н.И. Сац, В.И. Талызиной, М.И. Царева и др. Не менее богаты архивные фонды театральных учреждений: Московской конторы императорских театров, Общества драматических писателей и композиторов, Центрального Дома работников искусств, Всероссийского театрального общества (ныне Союз театральных деятелей), Всесоюзного агенство по охране авторских прав, научных учреждений – Институту истории искусства и др. высших учебных заведений – Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского, Всесоюзного государственного института кинематографии, Московского академического хореографического училища и других; театров – Большого и Малого, Государственного театра им. Вс. Мейерхольда, Камерного театра, Московского академического театра им. Вл. Маяковского, Московского театра драмы и комедии на Таганке, Московского драматического театра на Малой Бронной, Московского драматического театра им. А.С. Пушкина, Московского драматического театра им. В.Н. Гоголя, Московского театра им. Ленинского комсомола, Московского театра юного зрителя (МТЮЗ), Государственного академического театра им. Моссовета, Государственного центрального театра кукол и многих других театров Москвы.
Драматургия XIX в. представлена творческим наследием А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, А.Ф. Писемского. В фонде А.П. Чехова хранятся документы, характеризующие не только жизненный и творческий путь писателя, но и состояние русского театра его времени.
Специфика театрального искусства, когда исполнение каждой роли в спектакле является уникальным, неповторимым творческим актом, придает особенно большую ценность для театроведческих изысканий и построений таким материалам, как режиссерские экземпляры пьес, эскизы декораций и костюмов, фотографии артистов в ролях и сцен из спектаклей. Не секрет, что многие спектакли вошли в историю искусства именно благодаря интереснейшим решениям сценографа. Зачастую театральные эскизы спустя десятилетия остаются ценнейшими документальными свидетельствами той или иной постановки, в то время как сами декорации и костюмы сохраняются достаточно редко. В ряде случаев рисунки художника-декоратора – единственный след замысла режиссера, чей проект так и не был осуществлен.
В фондах РГАЛИ находится уникальное собрание эскизов декораций, костюмов, грима к осуществленным и неосуществленным театральным постановкам XIX-XX веков. Их авторами были выдающиеся художники, в чью сферу творческих интересов входил театр: А.Н. Бенуа, К.Ф. Богаевский, А.М. Васнецов, Е.Г. Гуро, А.Я. Головин, Б.Д. Григорьев, Н.Я. Давыдова, С.В. Иванов, С.В. Колесников, К.А. Коровин, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, С.В. Малютин, К.С. Петров-Водкин, С.Ю. Судейкин, Л.В. Якунчиков, С.М. Эйзенштейн и многие другие. Своеобразным открытием для любителей театра и искусствоведов стали эскизы театральных костюмов, декораций и сценических конструкций художников А.А. Арапова, В.А. Шестакова, Н.П. Ульянова, П.В. Вильямса, И.И. Нивинского, С.К. Вишневецкой, А.А. Горского, Н.Г. Бонч-Осмоловского, А.А. Гейрота, В.Ф. Рындина и др.
Мир театра представлен и фотографиями сцен из спектаклей Московского камерного театра и Государственного театра им. Вс. Мейерхольда, редкими снимками занятий студентов В.Э. Мейерхольда «биомеханикой», яркими работами Ю.Я. Гомбарга - гримами, эскизами костюмов, шаржами и портретами актеров Государственного еврейского театра 1930 - 1940-х годов и т.д. Искусство цирка, танца и массовых театрализованных празднеств 1920-х годов запечатлено в незабываемых фотографиях Н.И. Свищова-Паолы, Н. Власьевского, А.С. Темерина и других, а также рисунках-схемах С.Б. Никритина по искусству художественного движения.
Нынешний Год театра в России РГАЛИ встречает выставкой «Театральные сезоны С.М. Эйзенштейна», посвященной непродолжительной, но яркой странице биографии знаменитого мэтра отечественной кинематографии. В письме к матери, Ю.И. Эйзенштейн от 1 марта 1922 г. он писал: «Опять навалил на себя работы выше головы, не знаю, как и распутаться, а хотелось бы тихо и честно учиться только у Мейерхольда в ГВЫТМе, читать, читать и изучать. И потом моё призвание вовсе не художника! Как я попал “в художники” одному Богу известно! Но noblesse oblige, хотя надеюсь, что всё же вылезу таки в режиссёры!..».
Этот путь от театрального художника, еще только нащупывающего свою манеру, к самостоятельным новаторским работам в качестве театрального режиссера, занявший у Эйзенштейна всего несколько лет, прослеживается на экспонатах из его личного фонда. В экспозиции представлены эскизы костюмов и декораций, схемы театральных конструкций и знаменитых «аттракционов», фотографии сцен из спектаклей, афиши, письма, материалы о традиционном китайском и японском театре из коллекции режиссера – всего более восьмидесяти экспонатов.