"Русский авангард из собрания Российского государственного архива литературы и искусства" («АРХИВажный авангард»)

Название : "Русский авангард из собрания Российского государственного архива литературы и искусства" («АРХИВажный авангард»)
Название группы : Выставки
Содержание :


С 8 июня по 15 августа 2004 г. в Государственной Третьяковской галерее, а затем с 11 августа по 12 сентября 2005 г. в Русском музее экспонировалась выставка "Русский авангард из собрания Российского государственного архива литературы и искусства" («АРХИВажный авангард»), подготовленная при поддержке Фонда Форда. Впервые зритель смог увидеть уникальное собрание самого большого в России художественного архива.

Выставка стала кульминацией проекта «Изобразительные источники РГАЛИ», осуществляемого при поддержке Фонда Форда, в ходе которой создавалась информационная база данных художников и произведений русского авангарда. Было выявлено, атрибутировано и оцифровано свыше 2000 работ, 300 из которых были отобраны для экспозиции. Большинство из них было представлено впервые. Вот почему выставка стала подлинным открытием не только для публики, но и для специалистов.

На выставке впервые был продемонстрирован альбом А. Е. Крученых, одного из главных лиц поэтического авангарда, создателя футуристической книги и скандально известного персонажа «футуристических боев» середины 1910-х гг., соратника Д.Д. Бурлюка, В.В. Маяковского, В.В. Хлебникова и К.С. Малевича. В этом альбоме свои рисунки, коллажи, фотографии и автографы оставили О.В. Розанова, К.С.Малевич, Д.Д.Бурлюк, М.А. Ларионов, Н.Н.Гончарова. Не менее представительна была на выставке и подборка произведений В.Е.Татлина и Р.Р.Фалька, чье творчество было представлено прекрасными этюдами 1900-х гг. Ранний период развития авангарда из собрания РГАЛИ был представлен рядом малоизвестных или совсем неизвестных произведений Е.Г.Гуро, К.М.Зданевича, С.Б.Никритина, В.С.Барта, А.А.Моргунова.

Одним из центральных экспонатов выставки стал и уникальный рукописный журнал «Бескровное убийстве», один из памятников раннего авангарда, основанный в 1915 г. молодым художником М.В.Ле-Дантю совместно с его друзьями, В.М.Ермолаевой и Н.Ф.Лапшиным. Журнал печатался в нескольких экземплярах на гектографе и, как правило, состоял из четырех-шести страниц-иллюстраций, снабженных рукописным комментарием. Журнал прекратил свое существование с уходом Ле-Дантю на фронт в конце 1916 г., а в 1917 г. Ле-Дантю погиб. Абсурдистский характер текстов, гротесковая эстетика иллюстраций и пародийный облик журнала – все это сделало «Бескровное убийстве» уникальным художественным явлением, в котором авангард становился объектом самоиронии.

Не менее полно была представлена и эпоха зарождения конструктивизма начала 1920-х гг. Достаточно назвать ряд блестящих имен: Л.М.Лисицкий с эскизами книжных обложек, новаторскими фотографиями и уникальными графическими проунами, Г.Г.Клуцис с эскизами плакатов, И.В.Клюн с небольшими цветовыми композициями и эскизами книжных обложек.

За время работы над проектом были сделаны и отдельные открытия: была найдена фотография художника М. Фаббри, и теперь нет сомнения, что на портрете В.Е. Татлина изображен именно этот художник. Также были выявлены и атрибутированы работы В.М.Ермолаевой, эскизы Л.М.Лисицкого, Р.Р.Фалька и др. Впервые была представлена публике карта «Бубнового валета» А.В. Куприна – своеобразный «парад планет» легендарного сообщества художников.
Медиафайлы
Н.Е. Айзенберг. Иван-солдат. Эскиз костюма. [1929] 37 х 23,6. Бумага, графитный карандаш, акварель.
Е.Г. Гуро. Женщина со скрипкой. 1910-1912. 51,4 х 34,5. Бумага, акварель.
Г.Г. Клуцис. Эскиз конструкции. 1924-1928. Бумага, тушь, перо
Изображения
Н.Е. Айзенберг. Иван-солдат. Эскиз костюма. [1929] 37 х 23,6. Бумага, графитный карандаш, акварель.
Е.Г. Гуро. Женщина со скрипкой. 1910-1912. 51,4 х 34,5. Бумага, акварель.
Г.Г. Клуцис. Эскиз конструкции. 1924-1928. Бумага, тушь, перо
М.В. Ле-Дантю. Композиция. 1900-е. 15,8 х 11,1. Бумага, графитный карандаш, акварель.
Л.М. Лисицкий. Фотограмма. 18 х 11,5.