Российский государственный архив литературы и искусства на выставке «Густав Клуцис. Право на эксперимент»

Название : Российский государственный архив литературы и искусства на выставке «Густав Клуцис. Право на эксперимент»
Название группы : Выставки
Содержание :
Государственная Третьяковская галерея на Крамском валу, 7 июня — 22 сентября 2013

Густав Густавович Клуцис (1895–1938) – яркая и трагическая фигура русского авангарда. Лидер конструктивизма, один из создателей искусства фотомонтажа, мастер политического плаката, новатор в области выставочного дизайна, он искренне верил в идеи трансформации мира и преобразования человека, весь свой талант направлял на создание мощных средств политической агитации. Однако в силу парадоксов истории России ХХ века художник был уничтожен той самой системой, на пропаганду которой он работал, а его творчество на десятилетия предано забвению.

Многие из представленных в экспозиции произведений в последние годы регулярно выставляются за рубежом, но впервые демонстрируются в России. Задача первого монографического показа Клуциса в Третьяковской галерее – открыть публике малоизвестное наследие крупного художника-авангардиста.

Густав Клуцис родился в Латвии в местечке Руиена. Первоначальное художественное образование он получил в Рижской городской художественной школе, где занимался в 1913–1915 годах под руководством знаменитого пейзажиста, основоположника латвийской живописи В.Пурвита. С началом Первой мировой войны Клуцис был эвакуирован в Петроград. Здесь в 1915–1917 годах он продолжил учебу в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. После участия в революционных событиях вместе с латышскими стрелками Клуцис был переведен в Москву на службу в охране Кремля в составе 9-го латышского полка. Осенью 1918 года Клуциса командировали на учебу в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ, с 1920 Вхутемас), где он занимался у К.Малевича, К.Коровина, А.Певзнера, а по окончании учебы в 1921 году его самого пригласили преподавать. Клуцис стал активным участником авангардного движения, работал в области плаката, типографики и фотомонтажа. Приверженность к конструктивизму связала его с группой «производственников» (Л.Попова, А.Родченко, В.Степанова, А.Веснин) в Институте художественной культуры (Инхуке, с 1923). Клуцис сотрудничал с В. Маяковским в литературно-художественном объединении «Левый фронт искусств»; в 1928 году стал одним из организаторов объединения плакатистов «Октябрь». Клуцис много работал над оформлением клубов, революционных празднеств, крупнейших выставок советского искусства в стране и за рубежом. Так, например, для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже он создал фотомонтажное панно «VIII Чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов и Конституция СССР». Возможно, членство в латышском культурно-просветительном обществе «Прометей» (1929–1937) стало роковым в судьбе мастера. В январе 1938 года Клуцис был арестован и вскоре погиб во время допросов.

Название настоящей экспозиции отсылает к рукописи Клуциса «Право на эксперимент» (1920-е). Оно отражает своеобразие творческих устремлений художника – постоянный поиск новых средств выразительности, эксперименты с формой, пространством, передачей движения. «Право на эксперимент» указывает и на специфику выставки. Организаторы, сделав исключение лишь для трех станковых полотен мастера («Красный человек», 1918–1919; «Аксонометрическая живопись», 1920, обе – ГТГ; «Построение. Вхутемас», 1920, Государственный музей В.В. Маяковского), знаменующих начало его экспериментального творчества, строят экспозицию на рабочих материалах Клуциса. Камерная выставка, на которой представлено более 60 рисунков и произведений авторской печатной графики, демонстрирует своеобразную «кухню» художника: десятки эскизов и зарисовок передают ход мысли мастера, то, как от замысла, от первых пластических идей конструкции агитационной «малой архитектуры» – складные киоски, «радиоораторы», громкоговорители, экраны, реклама на вращающихся лопастях – приобретают законченность и острую выразительность. Временные рамки выставки охватывают конец 1910-х – 1920-е годы – период наиболее ярких художественных опытов Клуциса.

«Смотреть со всех сторон» – эту цель преследовал Клуцис при создании цветотоновых и плоскостно-пространственных конструкций, которые зрительно обретали трехмерную объемность и динамику. Теме динамической структуры мастер посвятил серию изображений так называемого «динамического города». Некоторые из композиций допускают, что верх и низ могут у них произвольно меняться, а изобразительное поле – вращаться. Динамику в этих произведениях усиливают диагональные линейные построения, ритмически повторяющиеся элементы. На выставке серия представлена рисунками, графическими оттисками, набросками карандашом и тушью, а также одной из знаковых работ в творчестве Клуциса – «Аксонометрическая живопись». Дополняют эту часть экспозиции произведения из Государственного музея В.В.Маяковского (Москва), среди которых – «Набросок для «Аксонометрической композиции»« (1920. Бумага, карандаш) – подготовительный рисунок к картине из Третьяковской галереи.

Государственная Третьяковская галерея хранит значительную коллекцию произведений Клуциса – 45 живописных и графических работ. Ряд из них поступили от самого художника и с выставок, проходивших в 1920-е годы в Москве и Берлине. Бóльшая же часть (37 рисунков и одна картина) была подарена музею в 1977 году выдающимся коллекционером русского авангарда Г.Д.Костаки (1913–1990). Это собрание впервые полно демонстрируется в Москве.

Открытием для московского зрителя станет показ рабочих рисунков Клуциса из фонда поэта А.Е.Крученых (друга художника), который хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва).

Органичной частью экспозиции станет своеобразный кинозал, где в течение работы выставки будет демонстрироваться документальный фильм латвийского режиссера П.Крыловcа «Клуцис. Неправильный латыш» (2008).

Выставка будет открыта по адресу: Крымский Вал, 10, залы 21–22.



Медиафайлы
РГАЛИ на выставке "Густав Клуцис. Право на эксперимент".
Изображения
РГАЛИ на выставке "Густав Клуцис. Право на эксперимент".