РГАЛИ на выставке «Татлин. Новое искусство для Нового мира»

Название : РГАЛИ на выставке «Татлин. Новое искусство для Нового мира»
Название группы : Выставки
Содержание :
http://www.tinguely.ch/en/ausstellungen_events/austellungen/2012/Tatlin.html152066 target=”_blank”>5 июня в швейцарском Базеле, в музее Жана Тангели (Museum Tinguely), открылась масштабная выставка, посвященная Владимиру Татлину, одной из важнейших фигур Русского Авангарда. Выставка с символичным названием «Татлин. Новое искусство для Нового мира» ставит своей задачей познакомить зрителя в первую очередь с работами молодого, революционно настроенного Татлина, и ставит в центр экспозиции три самых значимых его произведения: контр-рельефы, Башня III Интернационала и летательный аппарат «Летатлин».

Владимир Татлин (1885–1953), наряду с Казимиром Малевичем — самые авторитетные лидеры русского авангарда первой половины XX века. Татлин был фигурой нового типа. Его творчество рассматривалось как необычное, из ряда вон выходящее, и в то же время с ним связывались большие надежды и ожидания. В 1919–1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала», задуманное как гигантский комплекс вращающихся с разной скоростью цилиндров, объединенных вокруг общей наклонной осью. Модель, символизирующая пафос вселенского обновления, не сохранилась, но известна по фото и нескольким реконструкциям, которые и представлены на выставке.

В постреволюционные годы Татлин активно занимался преподаванием: в московских Высших художественно-технических мастерских — Высшем художественно-техническом институте (Вхутемас — Вхутеин) и в Киевском художественном институте (1918–1930). В процессе его педагогической деятельности закладывались основы «производственного искусства», призванного, как это было изначально задано в контррельефах, создавать не образы вещей, а сами вещи, формирующие новый быт (сам он создавал лаконично-функциональные модели прозодежды, утвари и мебели). Венцом его проектной деятельности явился «Летатлин», летающий аппарат, который оказался технически непрактичным (он так и не взлетел), но предвосхитил принципы биодизайна, учитывающего внутренние законы живой природы, а также позволил человеку в советском коллективно-нормированном обществе почувствовать возможность индивидуального полета мечты.

Отдельные разделы экспозиции также знакомят зрителя с Татлиным-художником, представляя его работы в области живописи и рисунка, и Татлиным-театралом, открывая публике работы, посвященные театру, интерес к которому Татлин испытывал на протяжении всей жизни.

Наследие В. Татлина в РГАЛИ

В РГАЛИ находится богатейшее собрание произведений В. Е. Татлина, по полноте сравнимое только с собранием Русского музея. Судьба произведений Татлина, как и его собственная судьба, была предопределена категорическим отрицанием его «формалистического» искусства. Деятельность Татлина начиная со второй половины 1920-х годов постоянно встречала сопротивление власти: дизайнерские проекты не осуществлялись, театральные постановки отме-нялись, оригиналы иллюстраций пропадали в издательствах. После смерти художника его наследие едва не постигла трагическая судьба, так как картины и рисунки остались в мастерской без присмотра. Спасла положение друг художника скульптор С. Д. Лебедева: она обратилась к архивистам с просьбой вывезти татлиновские произведения в РГАЛИ, таким образом, сотрудники архива сохранили их для потомков.

В собрании РГАЛИ хранятся уникальные работы художника: ранние произведения «Листья ландыша в кувшине», «Лежащая натурщица», графические работы, среди которых особую ценность представляют два альбома зарисовок, в основном обнаженной натуры, выполненные в 1912-1914 годах в мастерской Татлина на Остоженке. Правда, в этих альбомах присутствует не только рука самого мэтра, но и тех, кто посещал в это время его мастерскую - Л. С. Поповой. Н. А. Удальцовой, А. А. Веснина и других художников круга Татлина. Особое место в одном из альбомов занимает портретное изображение К. С. Малевича. Оно было выполнено в 1912-1913 годах, в момент кульминации творческих связей Малевича и Татлина. Помимо художественных работ, фонд РГАЛИ включает коллекцию плакатов и афиш с рисунками Татлина, каталоги выставок, брошюры, фотографии.

РГАЛИ предоставил на выставку более 30 документов из своей коллекции, среди которых «Череп на раскрытой книге» (натюрморт), «Портрет художника М.Фаббри», «Лежащая натурщица», а также плакаты, афиши, фотографии.



Выставка «Татлин. Новое искусство для Нового мира» будет открыта до 14 октября и за это время европейские зрители смогут увидеть работы Владимира Татлина из коллекций многих российских и зарубежных музеев. Помимо РГАЛИ, экспонаты на выставку предоставили Государственная Третьяковская галерея, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Государственный Русский музей, Центр Жоржа Помпиду в Париже и другие.



Публикации по теме:

http://www.nashagazeta.ch/news/13616 152066 target=”_blank”>Наша Газета. «Летатлин» приземлился в Базеле

Медиафайлы
В. Татлин. "Лежащая натурщица". 1912. Х., м. РГАЛИ. Ф.2089. Оп.1. Ед.хр.30, лл.1-1об
Здание музея Жана Тангели работы архитектора Марио Ботта.
Фонтан Тангели перед входом в его музей.
Изображения
В. Татлин. "Лежащая натурщица". 1912. Х., м. РГАЛИ. Ф.2089. Оп.1. Ед.хр.30, лл.1-1об
Здание музея Жана Тангели работы архитектора Марио Ботта.
Фонтан Тангели перед входом в его музей.
Выставочное простарантсво музея. Перед открытием выставки "Татлин. Новое искусство для нового мира".
Выставка "Татлин. Новое искусство для нового мира".
Портрет художника М. Фаббри
Изображение работы Татлина В.Е. «Угловой контр-рельеф». 1915. Ф.998. Оп.1. Ед.хр. 3623
Конструирование В. Татлиным моделей одежды. Коллаж. 1924. РГАЛИ. Ф. 2089. Оп.2. Ед.хр.35, лл.1-11.