Выставка «Фотография и история. 1920-1940»

Название : Выставка «Фотография и история. 1920-1940»
Название группы : Выставки
Содержание :
Федеральное архивное агентство

Российский государственный архив литературы и искусства

Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО Министерства культуры Российской Федерации

Фонд развития и поддержки искусства «Айрис»

Центр современной культуры «Гараж»

и

Noordenlicht Photography, Гронинген, Нидерланды



в рамках «Года России в Нидерландах 2013»

представляют выставку



Фотография и История. 1920 – 1940

Фотография из Российского государственного архива литературы и искусства

Фотографическая история. История в фотографиях. История фотографии. История с фотографиями. Игра двух слов, история и фотография, создает множество уровней понимания. Исходный текст пьесы в театре каждый режиссер трансформирует по-своему, но остается присутствие двух исходных величин: Истории и Фотографии, остальное — палимпсест интерпретаций.

В пьесе под названием «Фотография и история. 1920-1940» несколько героев: фотография, История (мировая и российская, указанного периода), история фотографии (мировая и российская), история русской культуры, судьбы фотографов и тех, у кого их снимки хранились, и архив, куда эти фотографии попали со временем. У каждого героя своя судьба, а взаимоотношения их между собой иногда весьма запутаны, а иногда абсолютно уникальны.

Архив существует в пространстве хранения документов, где основные традиции были заложены более двух веков назад, и, эволюционируя, развиваются неспешно. У архивистов есть понятие «неделимость фонда». Когда в РГАЛИ поступают архивы деятелей литературы и искусства, в них среди «творческих документов» находятся «изобразительные документы». Они — обязательная часть личного архива. Если отношение к произведениям живописи и графики как к произведениям искусства было естественным с самого начала, то осознание принадлежности фотографии к сфере художественного творчества пришло намного позднее.

В архив на хранение поступают собрания документов ключевых фигур и институций российской культуры. Так, в выставку вошли документы (для нас, людей фотографических — произведения фотографии) из «портфеля редакции» журнала «Наши достижения» (предшественника журнала «СССР на стройке»), из внутренних архивов театров, киностудий, учебных институций. Большую часть фондов РГАЛИ составляют личные архивы, именно в них для исследователя таятся самые значительные неожиданности. Например, в архиве кинорежиссера Сергея Эйзенштейна хранится фотограмма-автошарж Ласло Мохоли-Надя с дарственной надписью режиссеру. В фонде историка кино и фотографии Григория Болтянского — часть экспонатов знаменитой «Выставки мастеров советской фотографии» (1935), последней в советское время экспозиции, где был представлен весь спектр фотографических направлений — от пикториализма и конструктивизма до фотожурналистики…

История России 1920-1940-х годов — сложный период, состоящий из драматических, сталкивающихся между собою пластов. В этот период произошли революция 1917 года, изменившая форму государственного правления в стране; гражданская война и расцвет революционного искусства, изобразительного и театрального; пришел новый советский кинематограф; это эпоха индустриализации, коллективизации и сталинских репрессий; голод и строительство новых городов; утверждение соцреализма как официального доминирующего стиля всех видов искусств; сложная национальная политика в многонациональном государстве; Вторая мировая война... История России в документах и фотографиях РГАЛИ представлена как сложная амальгама, где разнообразие элементов соединяется в единый слой, отражающий мир и преломляющий его образ особым оптическим способом. «Фотография и история. 1920-1940» — это история России в фотографиях, в ней четко прослежены и отражены влияния политического контекста на развитие культуры в целом и фотографии как части ее. На выставке соседствуют портреты писателей Антона Чехова и Ивана Бунина (двух столпов «русской интеллигенции») и «поэта революции» Владимира Маяковского, композитора Дмитрия Шостаковича и советского полководца Семена Буденного, режиссеров Константина Станиславского, Соломона Михоэлса и Всеволода Мейерхольда, балерин, актрис, звезд немого кино и лауреатов Сталинских премий.

...Собрание фотографий, которым обладает Российский государственный архив литературы и искусства, без преувеличения можно считать исключительным. История этого собрания одновременно является историей бытования фотографии, историей представления о роли и месте фотографии в разные эпохи общественного сознания. Способы репрезентации фотографий, их размеры и разнообразие оформления, многочисленные надписи и указатели к снимкам, сделанные их владельцами, «работа с фотографией» (коллажи и декупажи), самая сохранность снимков — не менее чем имена знаменитых и безымянных фотографов свидетельствуют о том, какой путь прошла фотография за свою двухвековую историю. «Фотография и история. 1920-1940» рассказывают не одну, но множество возможных историй о путях фотографии в России. Пройденных и неосуществленных.

Выставка представляет 115 произведений 1920-1940 годов из фондов Российского государственного архива литературы и искусства.

Кураторы выставки: Евгений Березнер, Наталья Тарасова, Ирина Чмырева при участии Владимира Сергиенко и Марии Тереховой.

http://www.noorderlicht.com/en/ target=”_blank”>Выставка пройдет в Noordenlicht Photography, Акерхоф 12, 9711 Гронинген, Нидерланды, с 25 мая по 30 июня, 2013.

Фотографии с открытия выставки «Фотография и история в СССР. 1920-1940. 100 шедевров из собрания Российского государственного архива литературы и искусства» сделаны В. Сергиенко.



http://www.nlrf2013.nl/ru/calendar/fotografii-i-istoriia-sssr-1920-1940/ target=”_blank”>Читайте о выставке «Фотографии и история СССР, 1920-1940» на сайте «2013 – год российско-голландского сотрудничества»

http://www.nlrf2013.nl/agenda/photography-and-history-in-the-ussr-1920-1940/ target=”_blank”>Meer informatie



Медиафайлы
Первые зрители на выставке
Первые зрители на выставке
Елеазар Лангман [?] «Киноглаз». Портрет кинооператора Михаила Кауфмана. После 1924 г.
Изображения
Первые зрители на выставке
Первые зрители на выставке
Елеазар Лангман [?] «Киноглаз». Портрет кинооператора Михаила Кауфмана. После 1924 г.
Первые зрители на выставке
Владимир Усов, Москва. Выступление участников агитационного театра «Синяя блуза». Оратория «Пятилетка», посвящённое 5-летию движения «Синяя блуза». Фотография. 1926 г.
Лев Кулешов. «В ГИК’е». Фотоколлаж. 1922 г.
Эль Лисицкий. «Небоскрёб». Фотомонтаж. 1925-1926 гг.
Ласло Мохоли-Надь. «Автопортрет». Подпись Сергея Эйзенштейна. Фотограмма. 1929 г.