Открытие выставки “Диалог двух культур. Русско-армянские культурные связи. XIX-XX вв.”

Название : Открытие выставки “Диалог двух культур. Русско-армянские
культурные связи. XIX-XX вв.”
Название группы : Выставки
Содержание :
26 октября в Политехническом музее состоялось торжественное открытие выставки «Диалог двух культур. Русско-армянские культурные связи. XIX-XX вв.», организованной Федеральным архивным агентством, Российским государственным архивом литературы и искусства, Национальным архивом Армении и Политехническим музеем. Несмотря на присутствие высоких гостей и официальный статус выставки, приуроченной к Году Республики Армения в Российской Федерации и подготовленной в рамках соглашения о сотрудничестве между архивными службами двух стран, церемония открытия прошла в теплой и почти домашней атмосфере. Начало этому было положено с самых первых минут, когда собравшихся в холле Политехнического музея многочисленных гостей встретили не торжественные речи, а чарующие звуки армянской песни, исполненной а капелла известной армянской поэтессой и певицей Марленой Мош. И лишь после того, как последние слова ее растаяли под сводами музея, директор РГАЛИ Т.М. Горяева открыла официальную часть церемонии.

С приветственным словом к гостям выставки обратились чрезвычайный посланник, уполномоченный министр посольства Армении в Москве А.Б. Манукян, руководитель Федерального архивного агентства В.П. Козлов, директор Национального архива Армении А.С. Вирабян и Т.М. Горяева. Все они поздравили собравшихся с открытием уникальной экспозиции, создание которой стало возможным только благодаря совместным усилиям российской и армянской стороны. А.С. Вирабян отметил, что работа над этой выставкой стала значимым событием для него и его коллег: «Раньше о такой работе мы и думать не смели, так как не везде у нас в стране было электричество, не говоря уже о необходимой технике. Теперь же с помощью российских коллег мы доказали, что тоже кое-что умеем», - заметил он.

После этого гостей пригласили пройти в два зала музея, где разместилась экспозиция. Даже беглого взгляда на нее было достаточно, чтобы убедиться в том, что понятие «культурные связи» трактовалось организаторами предельно расширительно, отчего выставка получилась эклектичной, но отнюдь не сумбурной. На выставке представили более ста экспонатов: документальные материалы выдающихся писателей, художников, актеров, режиссеров, ученных и общественных деятелей, чьи работа и творчество были тесно связаны с Арменией и Россией, оставив глубокий след в истории двух народов. Выставка изначально не претендовала на полноту освещения заявленной темы – для этого круг ее участников должен был быть практически неограниченным и включать, конечно, не только архивы. Вместо этого публике были предложены отдельные «эпизоды» из истории творческого и культурного взаимодействия России и Армении на протяжении последних двух веков – но зато наиболее яркие и значимые.

Самым ранним из них стала история старинного армянского рода Лазаревых, основателей и блюстителей знаменитого Лазаревского института восточных языков, представленная в документах Российского государственного архива древних актов и Центрального исторического архива Москвы, а самыми поздними – материалы и документы наших знаменитых современников: Сергея Параджанова, Микаэла Таривердиева, Георгия Гараняна, Армена Джигарханяна, Фрунзика Мкртчяна и других из фондов РГАЛИ, Национального архива Армении, Российского государственного архива кинофотодокументов, архива Мосфильма и из частных собраний. Любителей театра не оставили равнодушными автограф письма Евгения Вахтангова Всеволоду Мейерхольду и фотографии сценических образов Вахтангова и Бурджалова, а знатоков литературы – подлинные «Записки» князя П.А. Вяземского о комедии «Горе от ума» или автографы и личные вещи незаслуженно забытой в последние годы советской писательницы и пламенного публициста Мариэтты Шагинян. Настоящим откровением для многих стала стенограмма свидетельских показаний директора Государственного Эрмитажа, академика И.А. Орбели Международному военному трибуналу в Нюрнберге из фонда Государственного архива РФ. И, конечно, подобная экспозиция была бы неполной без имен И.К. Айвазовского и М.С. Сарьяна: на выставке представлены как их художественные работы, так и биографические документы и мемориальные предметы – портреты, фотографии, памятные медали. Не обошли вниманием организаторы и творчество современных художников: неподдельный интерес аудитории вызвали работы известного армянского художника и дизайнера Фридона Асланяна – в первую очередь его национальные деревянные куклы и выполненные в оригинальной технике портреты президентов Республики Армения и Российской Федерации Роберта Кочаряна и Владимира Путина, а также изумительные микроминиатюры работы Эдуарда Казаряна.

Церемония открытия выставки собрала более двухсот гостей. Среди них – вдова композитора Микаэла Таривердиева и президент фонда его имени Вера Таривердиева, внучка М.С. Шагинян Елена Шигинян, известный кинодраматург и кинокритик Лев Рошаль, художник Сергей Цигаль и другие известные персоны. После осмотра экспозиции собравшиеся смогли продолжить общение и обменяться впечатлениями о выставке в более неформальной обстановке, за бокалом великолепного армянского коньяка «НОЙ», дегустация которого была организована спонсорами выставки – компанией «ЛУДИНГ» и ЕРЕВАНСКИМ КОНЬЯЧНО-ВИННО-ВОДОЧНЫМ КОМБИНАТОМ АРАРАТ. Аромат коньяка, смешанный с запахом украшавших экспозицию свежих цветов, яркие краски спелых гранатов, небрежно расставленных на подносах в залах выставки, и, конечно, национальная армянская музыка как нельзя лучше помогли присутствующим хотя бы на несколько часов перенестись из холодной Москвы на гостеприимную и щедрую землю Армении.

Фотографии Д. Бодрова
Медиафайлы
Виды Армении. 1820-1840-е гг. Гравюра
Изображения
Виды Армении. 1820-1840-е гг. Гравюра