<

Раритеты РГАЛИ: «Голубая мадонна» Сергея Эйзенштейна

Название :

<

Раритеты РГАЛИ: «Голубая мадонна» Сергея Эйзенштейна

Название группы : Раритеты РГАЛИ
Содержание :

Личный фонд прославленного кинорежиссера и теоретика кино Сергея Михайловича Эйзенштейна в РГАЛИ огромен и насчитывает почти 6000 единиц хранения. Сегодня в рубрике «Раритеты РГАЛИ» мы публикуем один из сотен его рисунков, хранящихся в архиве. Это «Голубая мадонна» из «мексиканского» цикла рисунков Эйзенштейна, выполненного им во время поездки в Мексику в 1931 году.

 

 

Эйзенштейн С.М. «Голубая мадонна». Рисунок. Бум., кар., цв. кар. Март 1931 г.

РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 2. Ед. хр. 1265. Л. 2.

 

«В Мексике, как сказано, я вновь начал рисовать.

И уже в правильной линейной манере.

В этом влияние не столько Диего Риверы, рисующего жирным и прерывистым штрихом, а не милой моему сердцу «математической» линией, способной на все многообразие выразительности, которой она достигает только изменяющимся бегом непрерывных очертаний.

В ранних киноработах меня тоже будет увлекать математически чистый ход бега монтажной мысли и меньше — «жирный» штрих подчеркнутого кадра.

Увлечение кадром, как ни странно (впрочем, вполне последовательно и естественно — помните у Энгельса: “Сперва привлекает внимание движение, а потом уже то, что двигается”), приходит позже.

И как раз в той самой Мексике, где рисунок переживает этап внутреннего очищения в своем стремлении к математической абстрагированной, чистой линии.

Особенно остер эффект от того, когда посредством этой отвлеченной («интеллектуализированной») линии рисуются сугубо чувственные соотношения человеческих фигур, обычно в каких-либо особенно мудреных и заумных ситуациях! <…>

Здесь влияние, повторяю, не столько Диего Риверы, хотя известным образом и вобравшего в себя до известной степени синтез всех разновидностей мексиканского примитивизма: от барельефов Чичен-Итцы, через примитивные игрушки и росписи утвари, до неподражаемых листов иллюстраций Хосе Гуадалупе Посады к уличным песням.

Здесь скорее само влияние этих примитивов, которые я жадно в течение четырнадцати месяцев ощупываю руками, глазами и исхаживаю ногами.

И, может быть, даже еще больше сам удивительный линейный строй поразительной чистоты мексиканского пейзажа, квадратной белой одежды пеона, круглых очертаний соломенной его шляпы или фетровых шляп дорадо.

Так или иначе, в Мексике я рисую очень много».

 

(отрывок из главы «Как я учился рисовать» «Автобиографических записок» С.М. Эйзенштейна)

Медиафайлы
100 лет архивной службе России
Изображения
100 лет архивной службе России