Раритеты РГАЛИ: автограф поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Название :

Раритеты РГАЛИ: автограф поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Название группы : Раритеты РГАЛИ
Содержание :

Сегодня исполняется 108 лет со дня рождения русского советского писателя, поэта и журналиста Александра Трифоновича Твардовского. К этой памятной дате мы представляем в рубрике «Раритеты РГАЛИ» автограф самой известной его поэмы «Василий Тёркин».

Фотография А.Т. Твардовского. 1930-е гг. РГАЛИ. Ф. 1334. Оп. 1. Ед. хр. 1544. Л. 1.

Поэма «Василий Тёркин», написанная Твардовским во время Великой Отечественной войны, стала, наверное, самым известным его произведением. Публиковалась она по мере написания глав в газете Западного фронта «Красноармейская правда» и была невероятно популярна на передовой. Благодаря «Тёркину» поэт стал культовым автором военного поколения. Примечательно, что в этой поэме, в отличие от большинства произведений тех лет, полностью отсутствует идеологическая пропаганда, не упоминается ни Сталин, ни партия.

А.Т. Твардовский. Поэма "Василий Тёркин". Глава XVI. 1940-е гг. Автограф. РГАЛИ. Ф. 618. Оп. 2. Ед. хр. 984. Л. 1,2,3.

Автор иллюстраций к «Василию Теркину» народный художник СССР О.Г. Верейский вспоминал о Твардовском: «Несмотря на удивительную молодость, он выглядел и держался так, что никому и в голову не приходило на первых порах называть его Сашей, как это было принято у нас и как некоторые уже звали его за глаза задолго до первой встречи.

Фотография А.Т. Твардовского. 1946 г. РГАЛИ. Ф. 3149. Оп. 1. Ед. хр. 487. Л. 1.

Каждый, кто хотя бы раз в жизни встречался с Александром Трифоновичем, знал за ним эту удивительную особенность — воздвигать невидимую стену между собой и собеседником, не допускавшую фамильярности, дурного панибратства. <…> Это не было ни высокомерием, ни в малой степени ощущением своей отмеченности и значительности. Тем более что проявлялось это свойство часто в отношениях с людьми высокого положения или обладающими общепризнанной известностью. Он любил поговорку: “Каждый задаётся на столько, на сколько ему не хватает разума”. А уж разума ему было отпущено с лихвой.

Фотография А.Т. Твардовского. 1946 г. РГАЛИ. Ф. 1334. Оп. 1. Ед. хр. 1544. Л. 2.

 

Когда мы узнали его поближе, мы поняли, что эта кажущаяся суровость, строгость — некий щит, под прикрытием которого он неторопливо изучает тех, с кем его свела судьба. Александр Трифонович нелегко сходился с людьми. Но, испытав к кому-нибудь доверие, он прочно закреплял своё доброе, хотя и требовательное, отношение к нему. И тогда он позволял себе раскрыть те черты, какие скрывались до поры за так называемым “непроницаемым” щитом. Я не берусь перечислять эти черты его сложного характера, хочу только отметить и застенчивость, и способность по-детски удивляться, радоваться или огорчаться. Не всем дано сохранить до седых волос детскую душу. Она была до самой смерти у Александра Трифоновича Твардовского. Те немногие, кого он называл своим другом, знали устойчивость, прочность его дружбы».

Медиафайлы
100 лет архивной службе России
Изображения
100 лет архивной службе России