13 июня 2012 г.

РГАЛИ на выставке «Татлин. Новое искусство для Нового мира»

Название :

13 июня 2012 г.

РГАЛИ на выставке «Татлин. Новое искусство для Нового мира»
Название группы : 2012
Содержание :
http://www.tinguely.ch/en/ausstellungen_events/austellungen/2012/Tatlin.html152066 target=”_blank”>5 июня в швейцарском Базеле, в музее Жана Тангели (Museum Tinguely), открылась масштабная выставка, посвященная Владимиру Татлину, одной из важнейших фигур Русского Авангарда. Выставка с символичным названием «Татлин. Новое искусство для Нового мира» ставит своей задачей познакомить зрителя в первую очередь с работами молодого, революционно настроенного Татлина, и ставит в центр экспозиции три самых значимых его произведения: контр-рельефы, Башня III Интернационала и летательный аппарат «Летатлин».

Владимир Татлин (1885–1953), наряду с Казимиром Малевичем — самые авторитетные лидеры русского авангарда первой половины XX века. Татлин был фигурой нового типа. Его творчество рассматривалось как необычное, из ряда вон выходящее, и в то же время с ним связывались большие надежды и ожидания. В 1919–1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала», задуманное как гигантский комплекс вращающихся с разной скоростью цилиндров, объединенных вокруг общей наклонной осью. Модель, символизирующая пафос вселенского обновления, не сохранилась, но известна по фото и нескольким реконструкциям, которые и представлены на выставке.

В постреволюционные годы Татлин активно занимался преподаванием: в московских Высших художественно-технических мастерских — Высшем художественно-техническом институте (Вхутемас — Вхутеин) и в Киевском художественном институте (1918–1930). В процессе его педагогической деятельности закладывались основы «производственного искусства», призванного, как это было изначально задано в контррельефах, создавать не образы вещей, а сами вещи, формирующие новый быт (сам он создавал лаконично-функциональные модели прозодежды, утвари и мебели). Венцом его проектной деятельности явился «Летатлин», летающий аппарат, который оказался технически непрактичным (он так и не взлетел), но предвосхитил принципы биодизайна, учитывающего внутренние законы живой природы, а также позволил человеку в советском коллективно-нормированном обществе почувствовать возможность индивидуального полета мечты.

Отдельные разделы экспозиции также знакомят зрителя с Татлиным-художником, представляя его работы в области живописи и рисунка, и Татлиным-театралом, открывая публике работы, посвященные театру, интерес к которому Татлин испытывал на протяжении всей жизни.

Наследие В. Татлина в РГАЛИ

В РГАЛИ находится богатейшее собрание произведений В. Е. Татлина, по полноте сравнимое только с собранием Русского музея. Судьба произведений Татлина, как и его собственная судьба, была предопределена категорическим отрицанием его «формалистического» искусства. Деятельность Татлина начиная со второй половины 1920-х годов постоянно встречала сопротивление власти: дизайнерские проекты не осуществлялись, театральные постановки отме-нялись, оригиналы иллюстраций пропадали в издательствах. После смерти художника его наследие едва не постигла трагическая судьба, так как картины и рисунки остались в мастерской без присмотра. Спасла положение друг художника скульптор С. Д. Лебедева: она обратилась к архивистам с просьбой вывезти татлиновские произведения в РГАЛИ, таким образом, сотрудники архива сохранили их для потомков.

В собрании РГАЛИ хранятся уникальные работы художника: ранние произведения «Листья ландыша в кувшине», «Лежащая натурщица», графические работы, среди которых особую ценность представляют два альбома зарисовок, в основном обнаженной натуры, выполненные в 1912-1914 годах в мастерской Татлина на Остоженке. Правда, в этих альбомах присутствует не только рука самого мэтра, но и тех, кто посещал в это время его мастерскую - Л. С. Поповой. Н. А. Удальцовой, А. А. Веснина и других художников круга Татлина. Особое место в одном из альбомов занимает портретное изображение К. С. Малевича. Оно было выполнено в 1912-1913 годах, в момент кульминации творческих связей Малевича и Татлина. Помимо художественных работ, фонд РГАЛИ включает коллекцию плакатов и афиш с рисунками Татлина, каталоги выставок, брошюры, фотографии.

РГАЛИ предоставил на выставку более 30 документов из своей коллекции, среди которых «Череп на раскрытой книге» (натюрморт), «Портрет художника М.Фаббри», «Лежащая натурщица», а также плакаты, афиши, фотографии.



Выставка «Татлин. Новое искусство для Нового мира» будет открыта до 14 октября и за это время европейские зрители смогут увидеть работы Владимира Татлина из коллекций многих российских и зарубежных музеев. Помимо РГАЛИ, экспонаты на выставку предоставили Государственная Третьяковская галерея, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Государственный Русский музей, Центр Жоржа Помпиду в Париже и другие.



Публикации по теме:

http://www.nashagazeta.ch/news/13616 152066 target=”_blank”>Наша Газета. «Летатлин» приземлился в Базеле

Медиафайлы
Выставка "Татлин. Новое искусство для нового мира".
Портрет художника М. Фаббри
В. Татлин. "Лежащая натурщица". 1912. Х., м. РГАЛИ. Ф.2089. Оп.1. Ед.хр.30, лл.1-1об
Изображения
Выставка "Татлин. Новое искусство для нового мира".
Портрет художника М. Фаббри
В. Татлин. "Лежащая натурщица". 1912. Х., м. РГАЛИ. Ф.2089. Оп.1. Ед.хр.30, лл.1-1об
Здание музея Жана Тангели работы архитектора Марио Ботта.
Фонтан Тангели перед входом в его музей.
Выставочное простарантсво музея. Перед открытием выставки "Татлин. Новое искусство для нового мира".
Изображение работы Татлина В.Е. «Угловой контр-рельеф». 1915. Ф.998. Оп.1. Ед.хр. 3623
Конструирование В. Татлиным моделей одежды. Коллаж. 1924. РГАЛИ. Ф. 2089. Оп.2. Ед.хр.35, лл.1-11.