1 декабря 2014 г.

В Россию вернулся архив Арнольда Азрикана

Название :

1 декабря 2014 г.

В Россию вернулся архив Арнольда Азрикана

Название группы : 2014
Содержание :

В октябре этого года РГАЛИ получил из США дар, пополнивший коллекцию архива.

Имя выдающегося российского оперного певца Арнольда Григорьевича Азрикана (1906 – 1976) сегодня больше известно специалистам. Но его необычный голос, услышав, вспомнят многие: в популярном фильме «Воздушный извозчик» (1943), он озвучивал вокальную партию героя, которого сыграл Григорий Шпигель.

Удивительный по силе и красоте голос Азрикана, когда он мальчиком пел в церковном хоре в Одессе, отметил Александр Вертинский и предсказал юноше большое будущее. Его пророчество сбылось: голос Арнольда Григорьевича развился в уникальный драматический тенор и принес ему признание зрителей и критиков.

За свою карьеру он исполнил все лучшие оперные партии, написанные для этого редкого тембра: Хозе в «Кармен», Отелло в одноименной опере Верди, Германа в «Пиковой даме», Радамеса в «Аиде» и многие другие. В 1946 году за партию Отелло, исполненную в Свердловском государственном театре оперы и балета, А.Г. Азрикан был удостоен Государственной премии СССР. В рецензии на этот спектакль Игорь Бэлза, отмечая блестящее исполнительское мастерство певца, писал, что эта постановка «сделала бы честь любому театру Москвы и Ленинграда».

Несмотря на высокую оценку творчества Азрикана критиками, коллегами и публикой, для советских чиновников от культуры он оказался человеком неудобным: не вступал в партию, открыто переписывался с родными, жившими в США. Во многом из-за связанных с этим проблем А.Г. Азрикан в расцвете творческих сил посвятил себя педагогической работе, воспитав целую плеяду талантливых учеников. Многие из них сегодня участвуют в работе по возрождению его памяти и утверждению имени Арнольда Азрикана в истории исполнительского искусства.

Творческий архив А.Г. Азрикана, состоящий из четырехсот документов, бережно сохранен и передан в Россию из США его дочерью, Диной Арнольдовной Азрикан. По ее словам, передача наследия отца на родину, несмотря на все сопутствовавшие этому сложности и внутренние колебания, стали для нее «наилучшим нравственным выбором».

Мы признательны Дине Арнольдовне за принятое решение и, со своей стороны, сделаем все, чтобы переданные материалы стали доступны исследователям. В настоящее время поступивший в РГАЛИ архив А.Г. Азрикана разобран и передан для дальнейшего научного описания.

Медиафайлы
Фотография А.Г. Азрикана в роли Германа в опере «Пиковая дама», исполненной в Свердловском государственном театре оперы и балета (1943 – 1951).
Диплом лауреата Государственной премии СССР, врученной А.Г. Азрикану за спектакль «Отелло» в Свердловском государственном театре оперы и балета им. А.В. Луначарского, в 1962 году.
Фотография А.Г. Азрикана в роли Каварадосси в опере «Тоска», исполненной в Киевском оперном театре (1933 – 1941).
Изображения
Фотография А.Г. Азрикана в роли Германа в опере «Пиковая дама», исполненной в Свердловском государственном театре оперы и балета (1943 – 1951).
Диплом лауреата Государственной премии СССР, врученной А.Г. Азрикану за спектакль «Отелло» в Свердловском государственном театре оперы и балета им. А.В. Луначарского, в 1962 году.
Фотография А.Г. Азрикана в роли Каварадосси в опере «Тоска», исполненной в Киевском оперном театре (1933 – 1941).
Фотография А.Г. Азрикана в роли Радамеса в опере «Аида», исполненной в Свердловском государственном театре оперы и балета (1949).
Фотография А.Г. Азрикана в роли Отелло в одноименной опере, исполненной в Киевском оперном театре (1939 – 1941).
Фотография А.Г. Азрикана в роли Хозе в опере «Кармен», исполненной в Киевском оперном театре (1939 – 1941).