Выдающийся советский востоковед и общественный деятель, директор Государственного Эрмитажа в 1934-1951 годах, академик Иосиф Абгарович Орбели (1887-1961) родился в Кутаиси в семье статского советника, юриста А.И. Орбели и княжны В.М. Аргутинской-Долгорукой. После окончания в 1904 году 3-й Тифлисской гимназии поступил на классическое отделение историко-филологического факультета, а в 1907 году – на факультет восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1911 году. В течение нескольких последующих лет преподавал в Петроградском университете, Петроградском археологическом институте, Институте истории искусств и Лазаревском институте в Москве, состоял членом ряда археологических комиссий и обществ.

В ноябре 1920 года был назначен хранителем отделения мусульманского средневековья Государственного Эрмитажа, в сентябре 1924 года – помощником директора музея, затем заведующим Отделом Востока (1926-1933). Совмещал службу в музее с активной научной, педагогической и общественной деятельностью. В июле 1934 года приказом Наркомпроса РСФСР был назначен на должность директора Государственного Эрмитажа, в которой оставался до 1951 года.

Первую блокадную зиму провел в Ленинграде, обеспечив эвакуацию наиболее ценной части коллекций и охрану оставшихся в Ленинграде экспонатов Эрмитажа, а также ленинградских учреждений Академии наук СССР, за что в 1944 году был награжден Орденом Ленина и медалью «За оборону Ленинграда». В конце марта 1942 года в тяжелом состоянии был эвакуирован в Ереван. Два года спустя, вскоре после снятия блокады вернулся в Ленинград, где принимал участие в работе Чрезвычайной комиссии по обследованию ленинградских пригородных дворцов с целью установления ущерба, нанесенного фашистами, организовывал работы по восстановлению здания, интерьеров и экспозиций Эрмитажа. В 1946 году И.А. Орбели выступал в качестве свидетеля преступлений нацистов на Нюрнбергском процессе.

Искусствовед, исполняющий обязанности директора Государственного Эрмитажа в годы блокады Ленинграда Михаил Васильевич Доброклонский (1886-1964) родился в Петербурге в дворянской семье. В 1906-1909 годах учился в Императорском училище правоведения, по окончании которого поступил на службу делопроизводителем в Государственную канцелярию.

С юных лет занимался самообразованием и изучал историю искусств, владел английским, французским, немецким, итальянским и латинским языками. Как писал М.В. Доброклонский в автобиографии, «в период времени с 1909 по 1914 годы изучал памятники искусства в главнейших западноевропейских музеях и на местах, проводя за границей ежегодно около двух месяцев». Вскоре после Октябрьской революции 1917 года М.В. Доброклонский решил окончательно связать свою жизнь с наукой и искусствознанием. 26 февраля 1919 года он поступил на работу в Государственный Эрмитаж, где последовательно занимал различные должности, в том числе, организовывал выставки. В 1930 году был назначен заведующим Отделом графики. Одновременно работал в Государственном институте истории искусств, Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (с 1923 года – профессор), Институте иностранного туризма, с середины 1940-х годов заведовал кафедрой истории западного искусства Ленинградского государственного университета. В 1939 г. М.В. Доброклонский стал доктором исторических наук, а в 1941 году – доктором искусствоведения.

В период блокады Ленинграда оставался в городе. После эвакуации из Ленинграда И.А. Орбели, с апреля 1942 года по июнь 1944-го исполнял обязанности директора Государственного Эрмитажа. В сентябре 1943 года стал член-корреспондентом АН СССР по Отделению истории и философии.

М.В. Доброклонский написал более 100 научных трудов преимущественно по истории западноевропейского изобразительного искусства, занимался проблемами атрибуции и каталогизации графики из собрания музеев СССР. В 1964 году ему было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Искусствовед, педагог, директор филиала Государственного Эрмитажа в Свердловске в годы Великой Отечественной войны Владимир Францевич Левинсон-Лессинг (1893-1972) родился в городе Юрьеве Лифляндской губернии в семье геолога Ф.Ю. Левинсона-Лессинга. В 1902 году переехал в семьей в Петербург, учился в Коммерческом и Тенишевском училищах, много путешествовал по Европе и США, знакомясь с собраниями крупнейших музеев и историческими памятниками. В 1916 году окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета.

В 1918 году работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины, с 1919 по 1923 годы – в Государственном Русском музее. Одновременно работал в Государственной академии истории материальной культуры и других научных организациях, а с 1921 года – в качестве научного сотрудника в Государственном Эрмитаже. В 1932 году был назначен заместителем заведующего (с 1936 года – заведующим) одного из важнейших и самых крупных отделов музея – Отдела западноевропейского искусства. Проделал огромную работу по его реконструкции и экспонированию его собраний. Отличительной чертой В.Ф. Левинсона-Лессинга была энциклопедическая эрудиция в области истории искусства Западной Европы, которая нашла отражение как в его повседневной музейной работе, так и в многочисленных научных статьях и монографиях.

В июне 1941 года приказом директора Государственного Эрмитажа И.А. Орбели В.Ф. Левинсон-Лессинг был назначен директором филиала музея в Свердловске. Через год после начала блокады, в сентябре 1942 года В.Ф. Левинсон-Лессинг предпринял командировку в осажденный Ленинград, чтобы вывезти из города книги и документы, необходимые сотрудникам для продолжения научной работы. В обратный путь он смог забрать с собой не только намеченный груз, но и шесть сотрудниц музея, которые находились в стадии крайнего истощения.

Осенью 1945 года руководил реэвакуацией эрмитажных экспонатов в Ленинград. В декабре того же года был назначен заместителем директора Эрмитажа по научной части, в последующие годы совмещал работу в музее с преподаванием в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР и Ленинградском государственном университете.

Археолог, востоковед, доктор исторических наук Борис Борисович Пиотровский (1908-1990) родился в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. Еще в период учебы в гимназии увлекся историей, а в 1922 году начал посещать занятия по египетской иероглифике в Эрмитаже. В 1925-1930 годах учился на факультете языковедения и материальной культуры Ленинградского государственного университета. После его окончания решил заниматься не древнеегипетской, а урартской письменностью, и вскоре совершил свою первую экспедицию в Закавказье. С 1931 года работал в Эрмитаже в качестве старшего научного сотрудника.

Пережил первую, самую тяжелую зиму 1941-1942 годов в Ленинграде, выполняя, помимо основой работы, и общественную в качестве помощника начальника пожарной охраны Эрмитажа и Зимнего дворца. В конце марта 1942 года, после завершения консервационных работ, вместе с директором Эрмитажа И.А. Орбели и группой сотрудников был эвакуирован в Ереван для продолжения научной работы. В 1943 году увидела свет его первая книга «История и культура Урарту», которая заставила говорить о Б.Б. Пиотровском как об одном из крупнейших специалистов по истории Закавказья. 30 января 1944 года в Академии наук Армянской ССР состоялась защита его докторской диссертации, а в 1945 году он был избран член-корреспондентом Академии наук Армянской ССР.

В мае 1949 года Б.Б. Пиотровский был назначен заместителем директора Эрмитажа по научной части, в мае 1953 года перешел на работу в Институт истории материальной культуры. В 1964 году был назначен директором Государственного Эрмитажа и оставался в этой должности до 1990 года.

Ученый секретарь Государственного Эрмитажа Ада Васильевна (Магдалина Францевна) Вильм (1898-1970) родилась в Санкт-Петербурге. В младенчестве была помещена в Воспитательный дом, откуда ее удочерила петербургская мещанка Э.В. Вильм. До 1916 года училась в частной гимназии, в сентябре 1917-го поступила на должность письмоводителя-бухгалтера в канцелярию 989-го полевого запасного госпиталя. В 1921-1927 гг. работала на различных делопроизводственных должностях в Архангельске и Ленинграде. С 12 июля 1927 года по 6 сентября 1940-го служила переводчиком, секретарем, затем уполномоченным Ленинградского отделения Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС).

В сентябре 1940 года А.В. Вильм была принята на должность ученого секретаря Государственного Эрмитажа. В период блокады оставалась в Ленинграде, продолжая вести научную и общественную работу. В условиях войны с Германией сменила имя с Магдалины Францевны на Аду Васильевну.

По решению И.А. Орбели в январе 1942 года А.В. Вильм была назначена заведующей стационаром на 100 коек, созданным для сотрудников Эрмитажа, Музея революции, Музея В.И. Ленина, Музея этнографии и Русского музея. Также руководила командой МПВО Эрмитажа, которая по праву считалась одной из лучших в осажденном городе. Награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1943) и почетной грамотой Комитета по делам искусств при СНК СССР за охрану памятников искусства и работу с Эрмитаже (1944).

Историк и писатель, в годы блокады Ленинграда – хранитель коллекции музея Института русской литературы, а затем главный хранитель Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, Владислав Михайлович Глинка (1903-1983) родился в Старой Руссе в семье военного врача и дочери писателя С.Н. Кривенко. В 1919 году в возрасте 16 лет ушел добровольцем в Красную армию. После окончания гражданской войны поступил на рабфак Ленинградского политехнического университета, откуда перешел на правовое отделение Ленинградского государственного университета, которое окончил в 1927 году.

От карьеры юриста В.М. Глинка отказался и стал работать экскурсоводом, а затем научным сотрудником в различных музеях Ленинграда и пригородов. В 1932-1941 годах работал старшим научным сотрудником историко-бытового отдела Русского Музея. В апреле 1941-го был принят на аналогичную должность во вновь созданный Отдел истории русской культуры в Государственный Эрмитаж. После начала блокады остался в Ленинграде. В марте-июне 1942 года работал санитаром в 78-ом эвакуационном госпитале, затем поступил на должность хранителя в музей Института русской литературы АН СССР. С началом реэвакуации коллекций Эрмитажа был вновь принят на работу в Отдел истории русской культуры и назначен его главным хранителем.

Сфера научных интересов В.М. Глинки охватывала, прежде всего, Отечественную войну 1812 года и восстание декабристов. С этими темами связаны как его основные научные труды («Пушкин и военная галерея Зимнего дворца», «Русский военный костюм XVIII — начала XX века»), так и написанные им исторические романы и повести для юношества («Бородино», «Судьба дворцового гренадера», «Старосольская повесть», «Жизнь Лаврентия Серякова», «История унтера Иванова» и др.).

Истории жизни В.М. Глинки и его многолетней работе в Государственном Эрмитаже посвящена двухтомная книга «Хранитель», созданная его племянником М.С. Глинкой, которого Владислав Михайлович вместе с сестрой усыновил в 1944 году после смерти своего брата и его жены, в соавторстве с Г.В. Вилинбаховым и М.Б. Пиотровским.

Советский историк и искусствовед, специалист по Итальянскому Возрождению, доктор исторических наук, профессор Матвей Александрович Гуковский (1898-1971) родился в Петербурге в состоятельной семье. В 1917 году окончил с золотой медалью гимназию и поступил в Петроградский технологический институт, откуда в 1919 году перешел на исторический факультет Петроградского государственного университета, который успешно окончил в 1923 году. Еще в период учебы в университете начал работать научным сотрудником (затем помощником ученого секретаря) Ленинградской публичной библиотеки.

В 1929 году Союзом работников высшей школы был выдвинут на должность ученого секретаря библиотеки Академии наук СССР. С 1933 года начал преподавательскую работу, и уже на следующий год получил звание профессора кафедры истории средних веков Ленинградского института истории, философии и лингвистики. После слияния ЛИФЛИ с Ленинградским университетом продолжил работу на историческом факультете. В 1939 году защитил докторскую диссертацию на тему «Механика Леонардо да Винчи». С марта 1942 года по май 1944-го находился с университетом в эвакуации в Саратове.

По возвращении в Ленинград был принят на должность заведующего отделением оружия в Государственный Эрмитаж, в 1948 году стал заместителем директора по научной и научно-просветительской части Эрмитажа, а в 1949 году был переведен в качестве старшего научного сотрудника в Отдел истории западно-европейского искусства.

В 1949 году М.А. Гуковский был арестован и впоследствии приговорен к 10 годам лишения свободы за контрреволюционную агитацию. После освобождения и реабилитации в середине 1950-х годов был назначен на должность заместителя заведующего Отдела истории западноевропейского искусства Эрмитажа, а с 1960 года возглавил его Научную библиотеку.

Геофизик, реставратор, коллекционер Евгений Арсеньевич Румянцев (1894-1964) родился в 1894 году в Петербурге в семье служащего Гознака. После окончания гимназии работал в страховом обществе «Россия». В 1919 году ушел добровольцем в Красную армию, служил на Северном фронте. Занимался восстановлением радиостанций, оставленных Белой армией, и наладкой радиосвязи. В 1921 году был назначен начальником радиотелеграфного отдела в Карелии, занимался установкой радиостанций и подготовкой местных специалистов. В 1922 году перевелся на работу в Ленинград, где занимал различные должности в системе Северо-Западного управления связи. Во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов занимался научно-исследовательской работой по применению радиотехнических методов в геологоразведке. В 1930-1935 годах руководил спецлабораторией в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном институте (ЦНИГРИ), затем работал в Институте телевидения и на радиотелеграфном заводе.

Весной 1938 года Е.А. Румянцев стал инженером-инспектором и заведующим отделом технической реставрации Государственного Эрмитажа, отвечал за хранение и выдачу сильнодействующих ядовитых веществ. В музее Румянцев занимался реставрацией археологических памятников, разрабатывал новые методы реставрации металла, дерева и керамики. В 1940 году он возобновил работы по изготовлению опытного образца металлоискателя, начатые еще в ЦНИГРИ.

В ноябре 1941 года вступил в Ленинградскую армию народного ополчения. Весной 1942 года вернулся на работу в филиал Государственного Эрмитажа, где заведовал отделом реставрации и консервации. В течение 1942 года им была подготовлена научно-исследовательская работа «Подготовка Государственного Эрмитажа к реэвакуации», также он занимался реставрацией эвакуированных художественных ценностей и экспонатов местных музеев.

Искусствовед, исследователь русского искусства XVIII—XIX веков Георгий Ефимович Лебедев (1903-1958) родился в городе Мстиславле Могилевской губернии в семье учителя. В 1921-1925 годах работал на должности статистика в различных учреждениях Гомеля и Минска, в октябре 1925 – сентябре 1926 годов заведовал художественным отделом Белорусского государственного музея.

В 1926-1930 годах учился в Институте истории искусств в Ленинграде, одновременно подрабатывал сотрудником сцены в оперном театре. В 1931 году поступил на службу в массовый отдел Ленсовета, где получил должность заведующего художественно-выставочным цехом. В июле 1933 года был принят на должность старшего научного сотрудника Государственного Русского музея, где окончательно определилась сфера его научных интересов. Затем последовательно занимал должности заведующего секцией живописи (1934-1935), заведующего Отделом Нового искусства (1935-1937), заместителя директора по научной части (1937-1941). В 1937 году были напечатаны две его книги – «Русские художники XVIII века» и «Русская живопись первой половины XVIII века».

После начала войны Г.Е. Лебедев активно участвовал в организации эвакуации художественных ценностей Русского музея. В сентябре 1941-го он был назначен исполняющим обязанности директора, в годы блокады оставался в Ленинграде. Награжден медалью «За оборону Ленинграда» и почетной грамотой КПДИ при СНК СССР. Вел дневник, который оказалось возможным опубликовать целиком, без купюр, только в 1973 году, уже после смерти автора.

В 1946 году Г.Е. Лебедев подготовил издание, приуроченное к 150-летию Русского музея, после чего ушел из него, полностью посвятив себя педагогической работе в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной и Ленинградском государственном университете.

Запись из дневника Г.Е. Лебедева от 10 мая 1942 года: «Один из наиболее острых моментов во всей моей жизни — тушение зажигательных бомб, упавших в садике перед главным фасадом. Рядом горит крыша Музея этнографии. Багровое зарево освещает низкие тучи. Я, Фармаковский, Эмме и кто-то еще засыпаем песком шипящую гадину, она брызжет огнем, слепит глаза, воняет, не желает сдаваться. И все это время над головой — басовый, тяжелый гул “хейнкеля”. Весь организм тревожно ждет страшного удара фугасной.

… Непрерывно гремят зенитки. В их оркестр врывается дискантовый вой осколков; они шлепаются где-то совсем близко, сбивают листья с кустов, барабанят по крышам.

Вскоре, сидя в бомбоубежище и немного успокоившись, я пытаюсь дать себе отчет в происшедшем. Что же, собственно, произошло? Как будто ничего особенного, значительного, необычного. Мы сделали только то, что делают сейчас многие ленинградские мальчишки. Но почему же так бьется сердце, зачем эта бледность щек и нервная дрожь пальцев?»

Исполняющий обязанности директора Русского музея, директор филиала музея в Молотове Петр Казимирович Балтун (1904-1980) родился в Петербурге в семье рабочего Путиловского завода. С конца 1920 года работал в управлении Северо-Западных железных дорог, затем на различных комсомольских и партийных должностях.

В мае 1935 года был назначен на должность заместителя директора Государственного Русского музея, а с начала 1941 года исполнял обязанности его директора. С первых дней Великой Отечественной войны руководил эвакуацией художественных ценностей Русского музея, а затем по приказу Комитета по делам искусств при СНК СССР занимался организацией хранения эвакуированных экспонатов ряда художественных музеев на Урале.

В 1945 года П.К. Балтун вернулся в Ленинград и возглавил восстановительные работы в Русском музее, в 1945-1951 годах был председателем его Ученого совета. В 1947-1953 годах учился в Институте живописи, скульптуры и архитекторы им. И.Е. Репина, по окончании которого ему была присвоена квалификация искусствоведа. В послевоенные годы работал заместителем председателя Ленизо, заместителем директора по научной части музея Академии художеств СССР, затем был назначен директором Ленинградского отделения ИЗОГИЗ. В 1981 году в издательстве «Изобразительное искусство» вышла книга П.К. Балтуна «Русский музей – эвакуация, блокада, восстановление».

Художник, искусствовед, заведующий Отделом прикладного искусства Русского музея Борис Николаевич Эмме (1895-1955) родился в Москве в семье служащих. Вскоре переехал в Петербург, где в 1913 году поступил в Центральное училище технического рисования (ЦУТР), которое успешно окончил в 1918 году, став художником прикладного искусства. В 1918-1921 годах работал преподавателем и инспектором по художественному воспитанию в трудовой школе Выборгского района Петрограда, в 1921-1923 годах – помощником директора музея при ЦУТР.

В 1923 году Б.Н. Эмме был принят на должность помощника хранителя Отдела прикладного искусства Нового времени в Государственный Эрмитаж, где работал под руководством профессора Э.К. Кверфельдта. В 1935 году стал заведующим Отделом прикладного искусства Государственного Русского музея, позднее получил должность заместителя директора по научной части. Занимался хранительской работой, пополнением и систематизацией коллекций керамики, серебра и других предметов декоративно-прикладного искусства, а также созданием выставок и научным консультированием ведущих советских музеев.

После начала Великой Отечественной войны Б.Н. Эмме занимался подготовкой художественных ценностей к эвакуации и их сопровождением к месту назначения. Вернувшись в Ленинград в период блокады, Эмме был привлечен Отделом охраны памятников искусства при Леоноблисполкоме к работе по учету и охране государственных и частных собраний произведений искусства. В августе 1942 года Н.Б. Эмме в тяжелом состоянии эвакуировали из Ленинграда. По выздоровлении он был назначен заместителем директора филиала Русского музея в Соликамске.

Искусствовед, реставратор Марина Александровна Тихомирова (1911-1992) родилась в Санкт-Петербурге, в 1931 году окончила факультет истории материальной культуры и музееведения Ленинградского историко-лингвистического института. В 1931-1934 годах работала старшим научным сотрудником Музея города Ленгорисполкома и Военно-морского музея. В 1935 году поступила на работу во дворцы-музеи Петергофа – сначала экскурсоводом, затем методистом и научным сотрудником. Занималась разработкой экскурсий по музеям и паркам этого ансамбля, созданием выставок и экспозиций, читала лекции по истории музейных памятников.

После начала Великой Отечественной войны осталась в Ленинграде и стала главным хранителем имущества Петергофских музеев, которое успели вывезти из пригородов в Ленинград. В условиях блокады М.А. Тихомирова проводила хранительскую работу, читала лекции в госпиталях, воинских частях и на кораблях Балтийского флота. После снятия блокады в 1944 году была назначена главным хранителем всего музейного комплекса пригородных дворцов и парков, занималась организацией первичных работ по расчистке и консервации руин дворцов и парковых павильонов. «Работаю я невозможно много, – писала она в письме к матери, – езжу в Петергоф, там жить негде, кругом мины, ночую в землянке у моряков, целый день путаюсь в снегу по пояс с бойцами МПВО, выискивая остатки музейных вещей в немецких дотах. После недели, проведенной там — вот уже 10 дней не могу в себя прийти — а опять надо ехать». Одновременно была назначена уполномоченной Ленинградской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, изучала и фиксировала разрушения и ущерб, нанесенный ими историко-художественным памятникам, занималась розыском похищенных музейных ценностей, извлечением парковой скульптуры из захоронений и т.д. В 1945 году М.А. Тихомирова приступила к научной подготовке реставрационно-восстановительных работ в Петергофе, в частности, восстановления Большого каскада.

В 1948 году была назначена на должность главного хранителя Летнего сада и дворца Петра I, а в 1950 году стала заведующей сектором музеев отдела культуры Ленгорисполкома, где руководила подготовкой научной документации для работ по восстановлению пригородных дворцов-музеев и контролировала экспозиционную и экскурсионную деятельность ленинградских музеев. Кропотливой и длительной работе по воссозданию довоенного облика пригородных дворцов-музеев М.А. Тихомирова посвятила практически всю оставшуюся жизнь и свою книгу «Памятники, люди, события. Из записок музейного работника».

Фотограф Михаил Антонович Величко (1898-1986) родился в Гатчине в рабочей семье. По окончании реального училища начал трудовой путь как десятник на железной дороге. В период с 1919 по 1937 годы служил в различных государственных учреждениях, а в 1938 году был прикомандирован в качестве штатного фотографа инспекции по охране памятников Управления по делам искусства исполкома Ленгорсовета к Гатчинскому дворцу-музею. До войны выполнил фотографии почти 3000 экспонатов и интерьеров этого дворца, которые впоследствии оказали неоценимую помощь в его послевоенном восстановлении.

С августа 1941-го по февраль 1944 года находился в Ленинграде, где работал по заданиям Ленинградского отделения Союза художников СССР. После снятия блокады по заданию комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков фотографировал руины разграбленных дворцов и парков в Ленинградской области и в Крыму. Впоследствии снимки М.А. Величко, представляющие собой не просто фотофиксацию колоссального ущерба, нанесенного захватчиками, а блестящие образцы художественной фотографии, были использованы в качестве иллюстраций варварских действий немцев на Нюрнбергском процессе.

Советский искусствовед, хранитель Янтарной комнаты перед Великой Отечественной войной, хранитель и организатор послевоенного восстановления Павловского дворца Анатолий Михайлович Кучумов (1912-1993) родился в селе Лацкое Мологского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. В 1927 году переехал с родными в Ленинград, где вскоре устроился чернорабочим на склад. Одновременно учился в ФЗУ при Охтинском химическом заводе и на курсах по истории искусств для рабочей молодежи при Государственном Эрмитаже.

С апреля 1932 года работал в музейной системе: сначала старшим инвентаризатором в Павловском дворце, затем помощником хранителя Екатерининского дворца. К ноябрю 1937 года А.М. Кучумов, пройдя повышение квалификации на курсах музейных работников пригородных дворцов-музеев, стал ответственным хранителем Екатерининского дворца и музейных фондов. После этого был назначен сначала хранителем, а с марта 1938 года – директором Александровского дворца и парка.

После начала Великой Отечественной войны, понимая, что вывезти все коллекции, обстановку и экспонаты дворцов не удастся, Кучумов произвел полную фотофиксацию интерьеров Александровского дворца, собрал образцы обивки стен, мебели и портьер, систематизировав все материалы в альбомах. Впоследствии убранство памятника было восстановлено по этим материалам.

В июле 1941 года был назначен ответственным хранителем эвакуированных ценностей, сопровождал груз в Горький, а в ноябре 1941-го – далее, в Новосибирск. В декабре того же года А.М. Кучумов стал директором хранилища музейных ценностей Ленинградских дворцов-музеев.

Уже в апреле 1944 года А.М. Кучумов вернулся в Ленинград, где был назначен руководителем Отдела музеев и памятников при Управлении по делам искусств исполкома Ленгорсовета и правительственной комиссии для розыска похищенных немцами ценностей. В октябре 1945 года А. М. Кучумов был утвержден в должности директора Центрального хранилища музейных фондов пригородов Ленинграда (ЦХМФ). На протяжении долгого времени занимался розыском художественных ценностей, вывезенных гитлеровцами из советских музеев, в том числе, легендарной Янтарной комнаты. При его личном участии были возвращены в СССР тысячи похищенных экспонатов – картин, предметов мебели, графики, фарфора, скульптур и др.

М.А. Тихомирова, вспоминая о начале восстановительных работ в пригородных дворцах, писала о феноменальной памяти А.М. Кучумова: «Нам, „пригородникам“, ещё раз повезло: в нашей среде работал Анатолий Михайлович Кучумов — человек удивительного дарования и настоящей, живой любви к произведениям искусства. Каждый из нас хорошо и конкретно знал свой дворец, а остальные тоже знали, но не столь подробно. Он же знал все дворцы так, что работая в Пушкине, мог детально рассказать, какие предметы, какого происхождения стоят, например, в каждой комнате Гатчинского дворца. Со временем Анатолий Михайлович углублял свои знания, развивался в полную силу его удивительный дар. Во время его возвращения в Ленинград в 1944 году он особенно всех нас изумил, так как, заведуя сектором музеев в Управлении по делам искусств, успевал помогать буквально всем пригородам в предварительном комплектовании будущего внутреннего убранства дворцов, ещё находившихся в руинах. Тогда мы особенно оценили его необычайные знания: ведь он мог наизусть, полузакрыв глаза, перечислить предметы внутреннего убранства любой комнаты любого из наших дворцов и сказать, что сохранилось, а чему следует искать замену. Если у каждого из нас был „свой“ дворец, то у него, где бы он ни работал, они были все „своими“. И сейчас нет ни одного пригородного музея, где не было бы произведений искусства, найденных или спасённых Кучумовым».

Несмотря на тяжелейшие условия жизни в блокадном Ленинграде и все сложности, сопровождавшие существование музеев в условиях эвакуации, научная и общественная работа их сотрудников не прекращалась ни на один день. То, насколько разноплановой она была, видно из отчетов, которые ежеквартально отправлялись в Комитет по делам искусств.

В 1942-1943 годах многие эвакуированные сотрудники Эрмитажа занимались преподавательской работой. Так, В.Ф. Левинсон-Лессинг читал лекции студентам эвакуированного Московского государственного университета, а А.В. Банк, А.А. Передольская, А.А. Иессен, К.Ф. Асаевич преподавали различные дисциплины в Свердловском государственном университете.

Помимо написания диссертаций, научных статей и монографий, чтения лекций, научного консультирования, регулярно организовывались командировки сотрудников эвакуированных музеев для участия в конференциях, работы с источниками в центральных библиотеках и т.д. Все это позволило научным сотрудникам Эрмитажа Е.Г. Пчелиной и Т.А. Измайловой в период пребывания в Свердловске закончить и успешно защитить в МГУ в 1944 году кандидатские диссертации, М.Э. Матье и И.М. Лурье стали в 1945 году докторами наук, Г.Д. Белов, М.П. Грязнов и А.А. Иессен завершили монографии по археологии, которые были опубликованы сразу после окончания войны, и т.д.