Список фондов

В танце выдающейся русской балерины, заслуженной артистки Императорских театров, было представлено высокое мастерство академической традиции, чувствовалось влияние виртуозности итальянского исполнения, но при этом она стала первой танцовщицей на отечественной сцене, утвердившей приоритет российских балерин.

Матильда Феликсовна происходила из театральной семьи. Ян, ее дед по отцовской линии, был скрипачом, певцом и танцором. Брат отца, Станислав, и его сестра − артистами. Отец, Феликс Кшесинский (1823-1905), учился в Варшавской балетной школе, стал танцовщиком кордебалета Варшавских театров в пятнадцатилетнем возрасте, а в 1845 году произведен в артисты балета. Переехав в начале 1850-х годов в Петербург, Феликс Кшесинский вскоре получил славу одного из лучших характерных танцовщиков и мимистов, считался непревзойденным исполнителем польских танцев, особенно мазурки, в Мариинском театре. В 1872 году он венчался с Юлией Леде, танцовщицей Императорских театров в 1848-1868 годы, но их фактический брак насчитывал к тому времени не один год; в Императорское театральное училище уже готовились к поступлению родная сестра Матильды Юлия (1866-?) и брат Иосиф (1868−1942, умер в блокадном Ленинграде).

Начиная с 1880 года, Матильда была вольноприходящей ученицей в Императорском театральном училище, из которого выпустилась только через десять лет. Ее педагогами были Л.И. Иванов, Е.О. Вазем, Х.П. Иогансон, М.И. Петипа. В 1890 году Матильда поступила в балетную труппу Мариинского театра, где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я (Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия). В то время на сцене Императорских театров главные роли балетного репертуара исполняли, как правило, итальянские танцовщицы. Кшесинская вспоминала, что сначала ее единственной мечтой было подражать итальянке В. Цукки, и она начала брать уроки у итальянского танцовщика-виртуоза, балетмейстера и педагога Э. Чеккетти. Критики писали, что молодая балерина владеет «всем запасом хореографических средств, силою корпуса, твердостью и отчетливостью пуантов».

В 1893 году Кшесинская выступила в технически сложной партии Авроры в «Спящей красавице» П.И. Чайковского, ставшим впоследствии одним из лучших ее балетов. На сцене она появлялась нарядная и усыпанная бриллиантами. Одни критики отмечали, что ее танец становился смелее и приобретал более апломба, другие видели его отличительной чертой строгий классицизм. В этом же 1893 году началось соперничество Матильды с приехавшей в Петербург итальянкой П. Леньяни, что отсрочило на несколько лет ее производство в ранг балерины (1896). Последним триумфом Леньяни была главная роль в «Раймонде» в 1897 году. С 1899 года Кшесинская начинает танцевать лучшие роли своего репертуара – Эсмеральду в «Эсмеральде» и Аспичию в «Дочери фараона» Ц. Пуни, Лизу в «Тщетной предосторожности» П. Гаво и другие. Кшесинская считалась танцовщицей виртуозного типа с сильной манерой исполнения, не чуждой патетики и аффектации, но с устойчивой, законченной формой. Ее партнером долгие годы был Н.Г. Легат, строго державшийся академизма. Кшесинская также танцевала в поставленных им балетах: «Фее кукол» Й. Байера, «Талисмане» Р. Дриго и других.

Начало ХХ века выдвинуло новые идеалы – текучесть формы, эмоциональность. На смену хореографам Петипа и Иванову, а именно в их балетах Кшесинская была наиболее успешна, пришли искания и реформы М.М. Фокина. От противостояния с ним постепенно Кшесинская переходит к сотрудничеству. С 1907 года она выступает вместе с В.Ф. Нижинским, танцует в постановках Фокина «Эвника» А.В. Щербачева, «Павильон Армиды» Н.Н. Черепнина, «Карнавале» и «Бабочках» Р. Шумана, «Эросе» на музыку П.И. Чайковского. Но Кшесинскую вскоре сменили А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, наиболее органичные исполнительницы в этих балетах.

Кшесинская принимала участие в балетной антрепризе С.П. Дягилева в 1909-1912 годах, но петербургские балетные критики все чаще писали о ее напыщенности стиля, устарелых приемах, земном и «корсетном» силуэте. Однако в Лондоне в 1911 году она показала весь блеск академического танца в «Спящей красавице» и «Лебедином озере» П.И. Чайковского.

Летом 1917 года, оставив свой богатый особняк в центре Петрограда, Кшесинская уехала в Кисловодск, а позже оттуда через Новороссийск отплыла на итальянском пароходе «Семирамида» во Францию. Она поселилась на вилле на Лазурном берегу, неподалеку от Ниццы; в 1921 году официально стала женой великого князя Андрея Владимировича.

Но любовь к танцу победить было нельзя, и спустя девять лет Матильда Феликсовна в Париже открыла собственную балетную студию. Среди её учеников − Б. Князев, Т. Рябушинская, Л. Ростова и др. Видные зарубежные танцовщицы Иветт Шовире и Марго Фонтейн брали у нее уроки.

Последнее выступление Кшесинской состоялось на благотворительном концерте в лондонском театре Ковент-Гарден в 1936 году. В 1958 году, сделав исключение, она пришла посмотреть на гастроли Большого театра в Гранд-Опера в Париже, вспоминая затем, что ощутила те же традиции, тот же дух, что и сорок лет назад.

Матильда Феликсовна скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Ее могила и могила ее мужа Андрея Владимировича, их сына Владимира Красинского находятся на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, Заслуженная Артистка Императорских Театров Кшесинская».

Мемуары балерины вышли в 1960 году в Париже на французском языке − «Воспоминания Кшесинской», и в Лондоне на английском языке − «Танцуя в Петербурге». В 1992 году в Москве впервые была издана книга «Матильда Кшесинская. Воспоминания» на основе машинописного экземпляра на русском языке с поправками и дополнениями, хранящегося в Российской Государственной библиотеке. В 2018 году дневники Кшесинской 1886-1894 годов, ее переписка с историком балета Ю.А. Бахрушиным 1966-1968 годов, директором Государственного дома-музея П.И. Чайковского в Клину В.К. Журавлевым 1957-1961 годов были опубликованы в книге «Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники. Письма. Воспоминания». Почти все дневники и часть переписки хранятся в Государственном Центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, часть переписки в Государственном Архиве РФ и других государственных организациях.

Личный фонд М.Ф. Кшесинской ф. 2602 был создан в РГАЛИ в 1962 году. Документы − 29 единиц хранения − поступили из ЦГИА СССР и охватывали период с 1886 по 1917 год. Этот комплекс появился после выделения документов из фондов бывшего Великого князя Андрея Владимировича в 1938 году, присоединения к нему в 1946 году ряда документов, переданных из сейфов частных банков. Большую часть фонда составляют документы имущественно-хозяйственного характера: счета и сметы на ремонт дачи в Стрельне и дома в Петербурге, документы о покупке, залоге и продаже движимого и недвижимого имущества, духовное завещание, ведомости и тетради с распределением мест на бенефисы, сметы о сооружении часовни на могиле Ф.И. Кшесинского. Особая группа − документы 1912-1917 годов, относящиеся к ее сыну Владимиру Красинскому. В фонде сохранилась автобиография М.Ф. Кшесинской, описывающая пребывание в Театральном училище, и дневник на польском языке 1886-1887 годов на 170 листах. Этот дневник вошел в книгу «Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники. Письма. Воспоминания» (2018). Среди других документов фонда – письмо директору Императорских театров И.В. Всеволожскому с упоминанием итальянской балерины П. Леньяни 1890-х годов, ряд писем к М.Ф. Кшесинской, Великого князя Андрея Владимировича (1915), А.А. Плещеева (1915).

Материалы, относящиеся к балерине, также есть и в других фондах РГАЛИ. Например, личное дело М.Ф. Кшесинской на 7 листах 1904 г. в фонде 659 Московской конторы Императорских театров; фотографии и фотооткрытки в фондах Д.И. Лешкова ф. 794, М.И. Петипа ф. 1945, Л.В. Собинова ф. 804, Л.В. Кулешова ф. 2679. В фонде литературного и балетного критика Акима Волынского ф. 95 хранятся черновик письма А.Л. Волынского к М.Ф. Кшесинской без даты, письма и телеграммы балерины к нему 1912-1913 годов. Можно отметить альбомы, в которых есть автографы Кшесинской, ее фотографии; например, альбом А.А. Бахрушина, оперного антрепренера С.И. Зимина, танцора С. Лифаря и многих других. Все эти материалы – драгоценные свидетельства о высочайшем уровне балетного искусства в России на рубеже XIX-XX веков, ставшего классикой. Судьба этой классики в мировой хореографии XX века была драматичной, но на сцене ведущих балетных театров мира она по-прежнему жива.

Искусство М.Ф. Кшесинской − один из лучших образцов виртуозного исполнения классического репертуара.

З.Б. Стародубцева,
главный специалист РГАЛИ