Список фондов

Михаил Иванович Глинка родился в семье Ивана Николаевича Глинки и Евгении Андреевны Глинки-Земельки. Под влиянием дяди, Афанасия Глинки, имевшего свой оркестр из крепостных, будущий композитор решил заняться музыкой и к десяти годам начал обучаться игре на фортепиано и скрипке.

В 1817 году Глинка поступил в Благородный пансион при Главном педагогическом училище, где познакомился с В.К. Кюхельбекером, А.С. Пушкиным, А.А. Дельвигом. Помимо учебы в пансионе, Михаил Иванович брал частные уроки игры на фортепиано, скрипке, вокалу, теории музыки.

Окончив в 1822 году обучение в пансионе, Михаил Иванович начал пробовать себя в качестве композитора, написав несколько песен на слова Баратынского, Римского-Корсакова, Пушкина. Однако эта стезя не смогла полностью увлечь его, и в поисках вдохновения для чего-то большего он отправился на Кавказ, где в тот момент продолжалась война с горцами. Знакомство с творчеством восточных народов и народов Кавказа дало новый толчок творчеству начинающего композитора, а народные мелодии и мотивы тех мест в дальнейшем были использованы в опере «Руслан и Людмила».

По возвращении в Петербург в 1824 году Глинка начал гражданскую службу в Главном управлении путей сообщения в должности помощника секретаря, попутно давая небольшие концерты для своих друзей на светских вечерах. Однако ухудшившиеся в 1828 году здоровье прервало службу, и в 1830 году по совету врачей Михаил Иванович уехал на Аппенины, где пропутешествовал три года. Изучал итальянскую музыкальную традицию, он продолжил свои композиторские опыты в местной стилистике, часто посещал театры, познакомился с итальянскими композиторами.

В 1834 году Глинка возвратился на родину, вынашивая планы по созданию национальной русской оперы. Перебирая различные варианты, по совету В.А. Жуковского, композитор остановился на тематике Смутного времени и истории об Иване Сусанине. Либретто хотел написать сам Василий Андреевич, однако в итоге попросил об этом своего друга Е.Ф. Розена.

9 декабря 1836 года состоялась премьера оперы, получившей название «Жизнь за царя». Она прошла с большим успехом, была отмечена лично Николаем I. Своеобразным признанием стало назначение Глинки капельмейстером Придворной певческой капеллы в 1837 году.

Вскоре композитор задумал оперу «Руслан и Людмила», либретто для которой хотел написать Александр Сергеевич Пушкин, однако гибель поэта и личные обстоятельства жизни М.И. Глинки существенно изменили начальные планы. Оперу он смог закончить лишь в 1842 году, вновь уйдя для этого со службы. Годом ранее Михаил Иванович создал музыку к драме Н.В. Кукольника «Князь Холмский».

Это напряжение не прошло бесследно, − премьера оперы «Руслан и Людмила» прошла неудачно, в том числе и потому, что заболела одна из главных исполнительниц А.Я. Петрова-Воробьева. Публика, привыкшая к традициям европейской оперы, оказалась не готова к смешению музыкальных традиций Востока и Запада. Негативными рецензиями отметилась даже часть консервативной прессы. Положение исправилось лишь с третьей постановки, когда на сцену смогла выйти А.Я. Петрова, и далее опера ставилась 32 раза с большим успехом.

Однако переживания от провальной премьеры подорвали физическое и моральное здоровье композитора. На долгие десять лет, с небольшими перерывами, Михаил Иванович уезжает за границу. За это время он познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, ставшим одним из главных ценителей его таланта вне России. При содействии Берлиоза был проведен благотворительный концерт в Париже, закончившийся огромным триумфом. В 1848 году в Варшаве Глинка пишет свою симфоническую фантазию «Камаринская».

Вернувшись в Россию в 1854 году, композитор занялся написанием мемуаров, однако его «Записки» были опубликованы лишь в 1870 году.

В 1856 году Михаил Иванович снова уехал за границу, остановившись в Берлине, где вскоре скончался и был погребен. Но через четыре месяца по настоянию сестры произошло перезахоронение праха М.И. Глинки на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.

За свою жизнь, Михаил Иванович написал огромное количество песен, романсов, симфоний и две эпохальные для отечественной музыки оперы – «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Он получил признание, как в России, так и за рубежом. Его музыка стала основой для целого поколения композиторов, среди которых наиболее известной является «Могучая кучка», продолжившая развивать народные черты в русской классической музыке. Произведения Глинки до сих пор ставятся в театрах и пользуются большим успехом у публики.

В ЦГЛА (РГАЛИ) небольшой фонд Михаила Ивановича Глинки поступил в 1941 году из Гослитмузея согласно постановлению СНК СССР от 29 марта 1941 года № 723 и получил номер 736. Через 10 лет в архив из Черниговского государственного исторического музея передали еще несколько единиц, которые составили опись № 2. Ныне фонд композитора в РГАЛИ, включая также выкупленные у частных лиц и выделенные из других фондов документы, состоит всего из 15 единиц хранения в двух описях.

В нем содержатся рукописи М.И. Глинки − страница из тетради по географии от 1829 года, отрывки из черновой рукописи и печатного либретто к опере «Руслан и Людмила», партитура к кантате «Гимн хозяину» и музыкальная фраза из «Вальса фантазии», а также письмо композитора к А.П. Чаруковскому, письма матери Глинки, Евгении Андреевны, к дочери Марии и её мужу Д.С. Стунееву, материалы сестры композитора Людмилы Ивановны Шестаковой, посвятившей себя сохранению наследия Михаила Ивановича, отзывы Анри Мериме о творчестве Михаила Ивановича, стихотворение неизвестного автора, посвященное композитору, ряд фотографий.

Хотя личный фонд Михаила Ивановича не дает всеобъемлющей картины жизни композитора, однако большое количество его и связанных с ним материалов присутствует в других фондах, − как личных, где сохранилась переписка Глинки, так и в фондах учреждений, где в основной массе содержатся материалы творческой деятельности.

Большой пласт документов композитора сохранился в фондах С.А. Соболевского (ф. 450), В.А. Киселева (ф. 2985), П.А. Бартеневой (ф. 1903), И.С. Зильберштейна (ф. 3290). Среди учреждений выделяются музыкальные издательства. Это в первую очередь Государственное музыкальное издательство (ф. 653), а также музыкальные издательства П.И. Юргенсона (ф. 952), А.С. Гутхейля (ф. 953) и Ф.Т. Стелловского (ф. 958).

Фонд Михаила Ивановича Глинки в полной мере раскрывает то, как одни архивные фонды синергируют и дополняют другие. Без одной части собраний РГАЛИ было бы затруднительно изучать историю возникновения многих его произведений, без другой − эти произведения рисковали бы до нас не дойти. Однако благодаря такому содружеству материалов мы имеем возможность изучать творческое наследие замечательного русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

С.А. Шмыров,
главный специалист РГАЛИ