Список фондов

Искусство должно приносить
счастье и радость иначе оно
ничего не стоит.
В.Д. Поленов

Тонкий и глубокий художник, потрясающий колорист. О нем известно так много, но понятно слишком мало. Он был невероятно свободным художником, экспериментатором и не боялся пробовать все новое.

В первую очередь имя Василия Дмитриевича ассоциируется у нас с картиной «Московский дворик», хотя сам художник не считал эту работу чем-то выдающимся. Он даже не догадывался, что многие поколения будут считать эту работу самой «московской» картиной и сравнивать с прозой Тургенева. Сам же он считал главным в своей жизни цикл, связанный с жизнью Иисуса Христа.

Наследник старинного дворянского рода он с раннего детства стал проявлять интерес к рисованию, и родители поощряли это увлечение мальчика. Одним из его первых преподавателей был Павел Чистяков, у которого учились многие славные русские художники. Несмотря на увлечение рисованием, Поленов получил два образования: обучался в Петербургском университете, став кандидатом права, и в Академии художеств, где его дипломная картина «Воскрешение дочери Иаира» заслужила Большую золотую медаль и право на заграничную поездку для дальнейшего совершенствования. Оба учебных заведения закончил блестяще!

Он пробыл заграницей целых шесть лет. Германия, затем Италия, где Поленов знакомится с Саввой Мамонтовым, – покровителем многих художников. В Европе же он близко подружился с Ильей Репиным. В Париже написал несколько жанровых произведений. За работы «Право господина» и «Арест гугенотки» по возвращению в Россию Поленову было присвоено звание академика.

В конце 70-х годов Поленов − частый гость в усадьбе Абрамцево, в знаменитом мамонтовском гнезде, где часто бывали разные художники. Здесь же произошла важнейшая встреча: двоюродная сестра Елизаветы Мамонтовой, молоденькая Наташа Якунчикова, тихая девушка с большими грустными глазами, как и героиня «Евгения Онегина» первая призналась в любви и пробудила ответное чувство. Они прожили долгую, счастливую, наполненную творчеством и взаимопониманием жизнь.

С 1882 года Поленов преподавал в Училище живописи ваяния и зодчества. Его ученики − Исаак Левитан, Константин Коровин, были в восторге от методики преподавания, они слушали и внимали каждому слову Василия Дмитриевича, обожали его. Коровин вспоминал, что тот учил их: «Когда вы задумали писать, то, стоя перед мольбертом и глядя на чистый холст, непременно думайте, что это будет ваша самая лучшая работа и приступайте к живописи, только крепко веруя в свое начинание».

Поленов был открыт всему новому талантливому и свежему в искусстве, он поддерживал своих учеников, не загоняя их в жесткие рамки, знаменитый преподаватель не опасался учиться у своих последователей, но, даже перенимая что-то, он обязательно сохранял потрясающее «поленовское настроение» в живописи.

После получения гонорара за картину «Христос и грешница» В.Д. Поленов приобрел имение на берегу Оки, там же по собственному проекту выстроил усадьбу, назвав ее Борок. В настоящее время − это мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка.

После 1918 года Василий Дмитриевич уехал во «внутреннюю эмиграцию», жил в своей усадьбе вдалеке от тех перемен, которые происходили в стране. Последние годы своей жизни Поленов провел на берегу Оки в своем любимом доме, практически не выезжая.

В 1924 году в честь 80-летия художника была устроена грандиозная выставка в залах Третьяковской галереи, ему было присвоено звание Народного художника России.

В своих произведениях Поленов буквально провозглашал: «Смотрите, как прекрасен этот мир, будьте и вы подобны ему, пусть красотой наполняется ум и сердце ваше, и тогда не будет ужасов жизни, не будет неправды, насилия и дни не превратятся в ненастные сумерки».

Картины Поленова вот уже много десятилетий дарят радость и свет всем тем, кто имеет счастье прикоснуться с его творчеством. Он оставил дивное наследие, без которого история отечественного искусства была бы неполной, не такой яркой и наполненной светом и счастьем.

* * *

Небольшой фонд Василия Дмитриевича Поленова, состоящий из 42 единиц хранения, был передан в ЦГЛА (ныне РГАЛИ) из Государственного Литературного музея в 1941 году, а затем приумножен путем покупки относящихся к жизни и творчеству художника документов. Фонд № 835 содержит переписку В.Д. Поленова с родственниками и друзьями, фотографии, автограф его статьи «Мое художественное завещание», газетные вырезки о присвоении звания Народного художника и некрологи.

Документы, имеющие отношение к Поленову, хранятся и в других фондах РГАЛИ: эскиз работы «Араб на лошади» в фонде поэтессы В.К. Звягинцевой (Ф. 1720), статьи В.Д. Поленова «За кого меня почитают люди» и «На горе» (Ф. 2951), заметка историка искусств С.К. Маковского «В.Д. Поленов» (Ф. 2512) и др.

Отдельного внимания заслуживает Личное дело преподавателя живописи 2-го Московского кадетского корпуса Поленова Василия Дмитриевича, которое хранится в фонде Училища живописи, ваяния и зодчества (ф. 680).

Н.Ю. Грянченко,
начальник отдела РГАЛИ