Список фондов

Николаю Корнеевичу Чуковскому повезло. Его отец – известный критик, литературовед и детский поэт Корней Чуковский – с младенчества прививал сыну любовь к литературе. Ещё в детстве Николай Корнеевич мог наблюдать Владимира Маяковского, сочиняющего «Облако в штанах» в посёлке Куоккала на берегу Финского залива. Чуть не ежедневно видеть И.Е. Репина. Запросто встречаться с Блоком, Горьким, Леонидом Андреевым, другими прославленными современниками. Сохранилась фотография, сделанная 30 марта 1919 года – в день празднования 50-летия Горького в помещении издательства «Всемирная литература», на которой 14-летний Коля сидит на коврике, на полу, в ногах у автора «На дне», а рядом – А.А. Блок, Н.С. Гумилёв, Е.И. Замятин и другие литераторы.

Неудивительно, что Николай Чуковский с детства писал стихи и совсем юным посещал литературную студию «Звучащая раковина», созданную Н.С. Гумилёвым. В 1922 году вышел поэтический альманах «Ушкуйники», в котором участвовали члены студии. Восемнадцатилетний Чуковский опубликовал там три стихотворения под псевдонимом «Ник. Радищев». В 1923 году в первом номере берлинского журнала А.М. Горького «Беседа» была опубликована поэма Н.К. Чуковского «Козлёнок». Писал Чуковский и стихи для детей. Своего рода итогом поэтической деятельности Николая Корнеевича стал его первый и единственный сборник «Сквозь дикий рай» (Л., 1928). После него Чуковский свои оригинальные стихотворения не печатал – он был очень строгим судьей по отношению к самому себе. С тех пор Н.К. Чуковский осознавал себя прозаиком, тем более что первые опыты в прозе появились у него ещё в 1921 году, когда он сблизился с литературной группой «Серапионовы братья».

Известность, особенно среди юных читателей, к прозаику Николаю Чуковскому пришла рано – вскоре после выхода его первых повестей: «Танталэна» (Л.-М., 1925), «Приключения профессора Зворыки» (Л., 1926), «Капитан Джемс Кук» (М.-Л., 1927), «Навстречу гибели» (М.-Л., 1929), «Один среди людоедов» (М.-Л., 1930). Читательская любовь стала ещё сильнее после того, как увидели свет «Водители фрегатов» (М.-Л., 1941) – книга писателя, выдержавшая наибольшее количество переизданий. В эту книгу вошли повести о великих мореплавателях прошлого, написанные в конце 1920-х и в 1930-е годы.

Хорошо известен Николай Чуковский и как переводчик поэзии и прозы. Он сделал достоянием отечественных читателей произведения Эрнеста Сетон-Томпсона, Роберта Льюиса Стивенсона, Марка Твена, Шандора Петефи, Юлиана Тувима и многих других.

В середине 1930-х годов под влиянием веяний времени Н.К. Чуковский создал целый цикл историко-революционных повестей и романов о Гражданской войне: «Слава» (1935), «Княжий угол» (1936), «Ярославль» (1938).

В 1939 году Н.К. Чуковский был призван в армию, принимал участие в советско-финской войне. С первого дня Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, Чуковский стал военным корреспондентом газеты «Красный Балтийский флот», с октября 1943 года — инструктором Главного политуправления Военно-Морского Флота СССР. Ему выпало сражаться в самом пекле, он защищал осажденный Ленинград. Об этом позднее был написан роман «Балтийское небо» – одна из самых замечательных книг о войне. Той же теме посвящено, может быть, лучшее произведение Николая Чуковского – созданный в середине 1960-х годов рассказ «Девочка-жизнь».

Послевоенные годы оказались для Н.К. Чуковского очень успешными в общественном плане. Он являлся членом правлений Союзов Писателей СССР и РСФСР, председателем Секции переводчиков Союза писателей, членом правления издательства «Советский писатель».

* * *

Материалы, составившие фонд Н.К. Чуковского, передавала в ЦГАЛИ его жена Марина Николаевна Чуковская в 1967–1972 гг. Фонд невелик по объёму и неполон по составу. Основной его раздел – рукописи писателя, и прежде всего его роман «Балтийское небо», над которым Чуковский работал в 1946–1952 годах. Некоторые главы романа представлены в нескольких вариантах, а особой ценностью обладают отрывки, по разным причинам не вошедшие в книгу. По материалам раздела можно проследить также, как Н.К. Чуковский работал над книгой «Водители фрегатов». Некоторые повести из книги претерпевали изменения на протяжении 1926–1957 годов.

Большинство повестей и рассказов, вошедших в состав фонда, относятся ко второй половине 1940-х – первой половине 1960-х годов. Однако и во время войны Н.К. Чуковский продолжал работать над прозаическими произведениями – здесь можно отметить повести «Двое», «Девять братьев», «Орешек», «Кайт» 1942–1944 годов, представленные в фонде автографами и машинописью с авторской правкой. Несомненной ценностью обладают также фронтовые очерки Н.К. Чуковского и несколько его рассказов 1930-х годов.

Значительную часть раздела рукописей составляют воспоминания Чуковского, о которых следует сказать отдельно. Свои воспоминания Николай Корнеевич писал на закате жизни, без оглядки на цензуру и самоцензуру, понимая, что опубликовать их вряд ли удастся: слишком они были откровенны. Впервые эти воспоминания целиком вышли в свет только в 1989 году. В них содержатся блистательные портреты В. Маяковского, А. Блока, В. Ходасевича, Н. Гумилева, М. Волошина, О. Мандельштама, К. Вагинова, Н. Заболоцкого, Ю. Тынянова, Б. Лившица, Д. Хармса, Н. Олейникова, Е. Шварца, В. Стенича и многих других.

Раздел переписки в описи отсутствует, однако в других фондах архива хранятся письма Н.К. Чуковского А.А. Фадееву, К.М. Симонову, В.Ф. Пановой, А.К. Тарасенкову, В.Б. Шкловскому, Н.О. Лернеру, Ю.Н. Либединскому, Л.Н. Лунцу, Е.Л. Шварцу, А.А. Беку, Е.А. Благининой, В.Н. Орлову и др.

О.В. Турбина,
главный специалист РГАЛИ