Список фондов

Исаак Дунаевский родился на Полтавщине в семье банковского служащего. В семье было пять сыновей и одна дочь. Удивительно, но все мальчики стали музыкантами (в основном хоровыми дирижерами), а единственная их сестра – физиком-педагогом. Приоритетным инструментом в еврейских семьях всегда считалась скрипка, которую музыкально одаренный мальчик довольно рано и быстро освоил.

В 1910 году семья Дунаевских перебралась в Харьков, где Исаак поступил в музыкальное училище. Вскоре в городе открылась гимназия (1912) и параллельно с серьезными занятиями музыкой юноша стал посещать уроки в гимназии, которую закончил с золотой медалью. Музыкальное училище Харькова в 1917 году переименовали в консерваторию. Так Исаак стал студентом консерватории. В это время к занятиям скрипкой добавилось изучение композиции. Консерваторию Исаак закончил через два года в возрасте 19 (!) лет.

В 1919 году молодой музыкант начал свою профессиональную деятельность в Харьковском русском драматическом театре. Сначала он был скрипачом оркестра, затем дирижером, а вскоре уже заведовал музыкальной частью театра. Работа в театре, безусловно, повлияла на творческие приоритеты Дунаевского. Он начал писать музыку к спектаклям. Впоследствии драматические спектакли в жизни композитора сменились опереттами, киномузыкой.

Не заметить яркого композитора было невозможно. Его карьера развивалась столь стремительно, что в 1924 году Дунаевский получил предложение переехать в Москву. Здесь он попробовал себя в качестве заведующего музыкальной частью театра «Эрмитаж», а затем Театра сатиры.

Первый большой успех пришел к Дунаевскому в 1927 году, когда состоялась премьера его оперетты «Женихи». Тут же ее поставили и в Ленинградском театре музыкальной комедии, а в 1929 году композитор перебрался в Ленинград, где стал музыкальным руководителем и главным дирижером Ленинградского мюзик-холла. В этот период судьба свела Дунаевского с Леонидом Утесовым и его джазовым ансамблем. Специально для джаз-ансамбля композитор создал рапсодии на темы русских, украинских, еврейских песен, а также «Советскую рапсодию» на темы своих собственных произведений. Все эти сочинения исполнялись под общим названием «Джаз на повороте» и пользовались большой любовью слушателей.

Популярность музыки Дунаевского сделала его востребованным автором среди создателей кино 1930-х годов. При этом талантливый композитор каждый раз умудрялся встать на один уровень с режиссерами фильмов, делая музыкальную ткань одним из главных выразительных средств, превращая, по сути, художественные картины в картины музыкальные. Так было уже с одним из первых кинофильмов «Веселые ребята» (реж. Г.В. Александров, 1934 год), который на афишах был представлен как музыкальная комедия. Следом вышли столь же музыкально успешные фильмы «Цирк» и «Волга-Волга» (реж. Г.В. Александров, 1936 и 1938 годы), отмеченные Сталинской премией, «Богатая невеста» (реж. И.А. Пырьев, 1938 год). Важную драматургическую роль играла музыка и в фильме «Дети капитана Гранта» (реж. В.П. Вайншток, 1936), симфоническая увертюра, к которому до сих пор исполняется в академических концертных залах. За короткий период до 1940 года композитор «озвучил» 16 кинофильмов.

Неоспоримые успехи Дунаевского на музыкальном поприще привели к тому, что в 1936 году он был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1937 возглавил Союз композиторов Ленинграда. Столь солидный административный пост повлиял на избрание совсем еще молодого человека депутатом Верховного Совета СССР I созыва (1938 год).

Война наложила свой отпечаток на тематику музыкальных произведений композитора. В это время появляются его песни «За Родину, вперед!» на слова В.И. Лебедева-Кумача (1941), «Слава Армии народной» на слова С.А. Васильева (1944), «Ехал я из Берлина» на слова Л.И. Ошанина (1945), «Сторонка родная» на слова С.В. Михалкова (1945), кантата «Ленинград, мы с тобой» на слова С.И. Липкина (1945) и др. Всю войну музыкант провел в артистических фронтовых бригадах, выступая перед бойцами. В 1945 году Дунаевский был награжден орденом Красной Звезды.

После войны композитор жил в Москве, ему было отпущено всего десять лет жизни. Эти годы он отметил опереттой «Вольный ветер» (1947), музыкой к кинофильмам «Весна» (реж. Г.В. Александров, 1947) и «Кубанские казаки» (реж. И.А. Пырьев, 1949), песнями на слова М.Л. Матусовского «Школьный вальс» (1950), «Летите, голуби» (1951) и многими другими. В 1950 году Дунаевский получил звание народного артиста РСФСР, а его музыка к кинофильму «Кубанские казаки» была отмечена второй Сталинской премией (1951).

Последним произведением И.О. Дунаевского стала оперетта «Белая акация», которую автор закончить не успел. По имеющимся эскизам ее завершили Е.В. Молчанов, Г.А. Столяров.

***

Архив Исаака Осипович Дунаевского был передан в РГАЛИ практически сразу после смерти композитора. Далее на протяжении 1960-х – 1970-х годов к нему добавлялись отдельные документы разных лиц. В том числе, письмо композитора, написанное им в день собственной кончины 25 июля 1955 года Людмиле Геннадьевне Вытчиковой. На сегодняшний день в его фонде находится 691 ед. хр. за 1913–1956 годы.

Основу архива Дунаевского составляют его нотные рукописи (свыше 300 ед. хр.), среди которых большая часть – это песни (более ста единиц хранения 1920-х – 1950-х годов), оперетты (десять из двенадцати созданных, включая незавершенную «Белую акацию» 1955 года), музыка к театральным постановкам (1920–1952) и кинофильмам (1933–1954). Главным жанрам своего творчества Дунаевский посвятил очерки и заметки «Моя работа над песней в кинофильме», «Песня за двадцать лет» (1937), «Заметки о песне» (1949), «О советской оперетте» (1953), «О легкой музыке в СССР» (1955) и др.

В архиве композитора хранятся его воспоминания о Г.В. Александрове, В.И. Лебедеве-Кумаче (начало 1950-х), переписка с Д.Б. Кабалевским, В.И. Немировичем-Данченко и др. Однако, к сожалению, материалы замечательного композитора, создававшего в свое время подлинные шлягеры, ставшие классикой, ныне используются редко, хотя в его богатом творческом портфеле находится немало неопубликованных при жизни или уже почти забытых произведений.

Г.М. Малинина, главный специалист РГАЛИ,
кандидат искусствоведения