Валерий Всеволодович Каптерев — один из тех художников, которые по стечению обстоятельств оказались мало известными публике. Причем как в советское время, так и сейчас.
Валерий Каптерев – в вечном поиске темы и стиля, большую часть своей жизни переходил от одного способа творческого выражения к другому, часто увлекался новым и искал, несмотря на ограниченный успех.
Он начал выставляться, как пишет в автобиографии, с 1919 года, учебное же заведение – ВХУТЕМАС, закончил только в 1925 году, одновременно учась во ВГИКе, который покинул с дипломом двумя годами позже. Незадолго до этого сумел организовать «Цех живописцев» и стал первым его председателем. А в 1928 году перешел в творческий союз «Бытие», затем в ОМХ, впоследствии преобразованное в МОСХ.
В 1920-е годы вместе с появлением новых художественных школ, институтов и объединений распространилась практика целевых командировок бригад ученых, литераторов, живописцев, в которых Каптерев был активнейшим участником — главным образом в Среднюю Азию. Среди его известных и важных для творчества поездок стало путешествие в составе Большой Памирской экспедиции Академии Наук СССР.
«Молодой живописец просто напросился в помощники к мелиораторам, отправлявшимся в экспедицию. Впоследствии сотрудничество с разного рода исследователями стало “фирменным” приемом Каптерева — в 1928-м он вместе с ботаниками отправился в Джунгарское и Заилий¬ское Алатау, в 1930-м — в высокогорную экспедицию по Казахстану, еще через год стал на время геологом, потом — участвовал в изучении Памира и Таджикистана», − писал галерист Сергей Сафонов в статье «Живописная формула времени».
До войны Каптерев участвовал почти во всех московских, всесоюзных и двух выставках ВОКСа; картины художника покупались Центральной закупочной комиссией, музеями и другими организациями. Многие ранние вещи не сохранились, Каптерев жаловался, что даже в Казах¬ской картинной галерее, которой подарил он большинство полотен и листов, основное уничтожили.
В годы репрессий, опасаясь преследований, Каптерев сам также уничтожил все свои работы двадцатых годов. Единственная его ранняя работа − «Починка трамвайного пути ночью» − сохранилась только благодаря ученому Даниилу Тимофеевичу Яновичу и находится ныне в Сыктывкаре.
В годы войны Каптерев был эвакуирован из Москвы по линии Художественного фонда, работал в должности главного художника по лаковой живописи в Московском художественно-промышленном институте, был председателем правления «Цеха живописцев».
Но вечные сомнения и поиски нового сыграли с художником злую историю. В 1949 году, спустя 17 лет членства в МОСХе, Каптерев был исключен из организации по обвинению … «в формализме». Именно после этого значительная часть его ранних произведений была уничтожена музейными сотрудниками.
В РГАЛИ хранятся две папки с личными делами Каптерева — из Строгановского промышленного училища (ф. 677) и из МОСХа (ф. 2943). Сам художник справедливо считал свое исключение «неправильным», о чем можно прочитать в его заявлении на первом листе дела.
Здесь же мы видим несколько прошений от коллег Каптерева (Александра Васильевича Куприна, Бориса Николаевича Яковлева и других) с прошениями о его восстановлении в организации.
После отчисления из МОСХа у художника усилилась болезнь сердца, которая привела к инфаркту, после чего врачи запретили некоторое время работать. Валерий Всеволодович был восстановлен в МОСХе в конце 1950-х годов, однако в официальных выставках больше участия не принимал. В эти годы он разрабатывал направление магического символизма, создавая композиции на античные, библейские и ориентальные мотивы.
С 1950-х годов он состоял в браке с поэтессой Людмилой Федоровной Окназовой, их квартира стала одним из центров московской неофициальной культуры 1970–1980-х годов.
В фонде художника в РГАЛИ хранятся также некоторые документы и творческие материалы супруги, взаимную творческую связь художника с которой отмечали многие. Действительно, немало картин Валерия Всеволодовича рождались из образов стихов Людмилы Федоровны (например, уже легендарная «Лиловая лошадь»), «а многие стихи Людмилы Федоровны явились откликом на картины художника», − как писал Виктор Гаврилов в эссе «Свободным не нужна свобода».
Помимо небольшого числа предвоенных произведений Каптерева, а также «Осени» и «Альпийских лугов», написанных в 1940-е годы, сегодня известны в основном те его холсты и картоны, что датированы хрущевской «оттепелью» и последующими десятилетиями. К тому времени первая и, как оказалось, единственная при жизни персональная выставка уже состоялась — в Алма-Ате, в 1943-м.
Как утверждает Сергей Сафронов, названия живописных работ художника рубежа 1950–1960-х годов могут указывать на его интерес к современности и вечности одновременно: «Математическая формула пространства», «Единство противоположностей», «Читая теорию относительности»…
Сейчас немногочисленные работы Каптерева есть в ГТГ, ГМИ РК им. А. Кастеева в Алма-Ате, ГМИ РК им. И.В. Савицкого в Нукусе.
* * *
Фонд Валерия Всеволодовича Каптерева находится в РГАЛИ под номером 3224. Всего в нем 188 единиц хранения, крайние даты документов — 1886 по 2000 годы. Все эти материалы поступили в РГАЛИ от художницы Елены Владимировны Колат-Михайловой в 1997 году.
В разделе творческих материалов представлены рисунки, эскизы картин и рукописи В. Каптерева за 1930–1980 годы. Среди них − произведения разных жанров: городские, сельские, горные, морские пейзажи; женские и мужские портреты, эскизы к картинам «Офелия» и «Алые паруса», натюрморты, наброски животных и птиц, зарисовки архитектурных памятников — храмов Московского и Новгородского кремля и др. В основном это графические произведения. В фонде хранятся шесть живописных произведений: два крымских пейзажа, три этюда и женский портрет. Завершают раздел собрание стихотворений Каптерева и тетради с записями.
Второй раздел описи — письма В.В. Каптерева, среди его корреспондентов: В.И. Антощенко-Оленев, Л.А. Вагнер, В.А. Фербер и другие. Много писем Каптереву сохранилось от его жены Л.Ф. Окназовой.
Среди немногочисленных материалов к биографии художника хранятся машинописные копии каталогов выставок, в которых он принимал участие: «Цветодинамикос и тектонический примитивизм», Первой выставки станковых художников, Четвертой выставки общества «Цех живописцев», а также каталог республиканской выставки «Великая Отечественная война», состоявшейся в Алма-Ате в 1942 году. Сохранились служебные удостоверения и справки, членский билет Московского Товарищества художников, выданные Каптереву, письма из музеев о приобретении и местонахождении его картин.
Также в фонде присутствуют собранные материалы: стихотворения разных авторов, каталоги и афиши выставок. Среди материалов о Каптереве — статьи о нем и письма разных лиц с упоминаниями, переписка Л.Ф. Окназовой и Е.В. Колат-Михайловой о приобретении картин и др.
М.В. Шуплецова,
зав. архивохранилищем печатных изданий РГАЛИ