Список фондов

Однажды, возвращаясь домой из Большого театра с оперы «Борис Годунов», Зимин записал в дневник: «Удивлялся обилию миров, глядя на полное звезд небо. Где-нибудь там тоже кипит жизнь. Люблю я звезды. Душа моя, глядя на них, беспредельно очищается». Способность удивляться – удел талантливых людей, которые верят в чудеса. Таким и был Сергей Иванович Зимин – новатор театрального искусства, меценат, коллекционер и мемуарист, основатель частного театра «Опера С. Зимина»

Чудеса начались прямо с даты рождения С. И. Зимина — человека публичного, значимого в мире искусства. Именно поэтому и удивительно, что по одним источникам, он родился 20 июня (по новому стилю), по другим – 3 июля, причем год рождения в публикациях указан то 1875-й, то 1876-й. Мы будем считать более точной дату, закрепленную в статье Большой российской энциклопедии — 20 июня 1875 года.

Местом рождения С. И. Зимина стало старое купеческое село Зуево Богородского уезда, большинство жителей которого относилось к состоятельным старообрядцам разных согласий. Отец Сергея, Иван Никитич Зимин, был федосеевцем старопоморского согласия. Присущая старообрядцам основательность и цепкость в делах позволили главе семьи стать основателем крупнейшего в России акционерного общества «Товарищество Зуевской мануфактуры И. Н. Зимина», занимавшегося производством набивки и отделки хлопчатобумажных тканей и выработкой суровых тканей.

Но семейное дело не привлекало Сергея. В 1896 году он окончил Московское коммерческое училище, отзываясь о нем нелестно: «Ученье в училище было серо, скучно, сухо и лишено всякой эстетики». Глядя на сестру, занимавшуюся музыкой, и сам обладая хорошим голосом, Зимин начал брать частные уроки пения. С начала 1890-х годов стал завсегдатаем частной русской оперы С. И. Мамонтова. В это же время посещал известного московского вокального педагога Николая Павловича Миллера, охотно принимая участие в ученических вечерах в качестве исполнителя.

После фактического банкротства и ареста Мамонтова в 1899 году дирижер его оперы М. М. Ипполитов-Иванов предложил Зимину возглавить оставшуюся без попечителя труппу, но тот, не чувствуя себя готовым к этому поприщу, отказался. Впоследствии Зимин считал себя продолжателем традиций мамонтовской оперы, благодаря которой он «рос, вдохновлялся ей и вырос в любви и уважении как к родному русскому, так и к иностранному оперному репертуару».

Свое первое предприятие С. И. Зимин организовал в дачном театре в Кускове, где звучали концерты оперной музыки. «Жизнь слагается так интересно, – писал Зимин в дневнике, – что есть о чем побеседовать с собой наедине. Видишь себя не жертвой круговорота, а единичкой самостоятельной со своими интересами и планами. Да, планы есть – вот только немножко крылышки бы отросли, и план будет готов. Это – частная опера. Создать театр по строгим правилам, объединенный художественной идеей, не преследующий наживы».

С начала 1903-го Зимин устраивал общедоступные концерты в Зоологическом саду, в Сокольниках, на эстраде Общества народных развлечений. Летом того же года организовал оперные постановки в саду «Гай» в Кускове, став одним из пайщиков оперной антрепризы знаменитого оперного певца М. Е. Медведева. В 1904 году Сергей Иванович поехал за границу изучать театральное дело. Он побывал в Париже, Берлине, Неаполе, Милане и по возвращении организовал собственный частный театр — «Оперу С. И. Зимина», ставшую крупнейшей в России. «Мечты сбылись. Давно ли они казались несбыточными. Я стою во главе театра и им управляю. Живу новой и сознательной жизнью в искусстве; да, я в нем, я люблю его, дышу им, и широко стелется жизнь к красоте, поэзии и музыке», – записал в дневнике Зимин. Открытие театра состоялось 1 октября 1904 года (ст. ст.) на сцене театра «Аквариум» представлением оперы Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь».

Театр Зимина стал местом притяжения лучших художественных сил Москвы: здесь работали режиссеры А. В. Ивановский, А. П. Петровский, Ф. Ф. Комиссаржевский, П. С. Оленин; музыкальный руководитель М. М. Ипполитов-Иванов; дирижерами театра были М. М. Багриновский, Э. А. Купер, А. М. Пазовский, И. О. Палицын; художественным оформлением спектаклей занимались И. Я. Билибин, П. П. Кончаловский, А. М. Васнецов, С. Ю. Судейкин, Н. К. Рерих, В. Д. Поленов, А. Я. Головин, В. А. Серов, Ф. Ф. Федоровский, А. И. Маторин, И. А. Малютин, И. С. Федотов.

В 1910 году Зимин пишет своему кумиру: «Милостивый государь, Савва Иванович! Сергей Иванович покорнейше просит Вас пожаловать на спектакль, имеющий быть 18 октября, оп[ера] "Снегурочка"». Трогательно звучит ответ Мамонтова: «С благодарностью возвращаю любезно присланный мне билет, так как я уже запасся местом на первые представления "Снегурочки"» (Ф. 764, Оп. 1). Почему Зимину было важно присутствие Мамонтова на этой опере? Все разъясняет программа спектакля. Там напечатана краткая творческая биография Н. А. Римского-Корсакова. В ней, в частности, говорится, что опера впервые была поставлена в 1882 году в Мариинском театре, «но так как, по отзыву самого композитора, она была очень сокращена и исполнена плохо, то приходится считать, что она дана была при надлежащем освещении только при постановке в Частной опере С. И. Мамонтова 8 октября 1885 г.» (Ф. 764, Оп. 1). Таким образом, постановка «Снегурочки» в 1910 году приурочивалась к 25-летию первой постановки на частной сцене.

В сезоны 1915–1916 и 1916–1917 годов в опере Зимина пел Федор Шаляпин, в ряде спектаклей участвовал Леонид Собинов. По приглашению Сергея Ивановича в его театре выступали и зарубежные певцы и исполнители: Т. Руффо, Д. Ансельми, Л. Кавальери, дирижеры Э. Колонн, Б. Вальтер, много лет в театре пел итальянец Маттиа Баттистини. В 1915 году на сцене театра танцевала М. Ф. Кшесинская, в 1916 году с балетной труппой приезжал М. М. Фокин. Желая видеть в Москве новейшие достижения Европы в области театрального дела, Зимин с соратниками по театру неоднократно совершал поездки за границу.

Сергей Иванович умел подбирать людей, подмечать молодые дарования. Так, в «Оперу Зимина» пришел пастух, впоследствии ставший известным тенором В. П. Дамаевым, принимавшим участие в «Русских сезонах» С. Дягилева. Зимин ездил по провинции, устраивая конкурсы и смотры талантов не только в Москве, но и в Киеве, Харькове, Одессе, посещал выпускные экзамены в консерваториях. По рассказам Ф. Ф. Федоровского, всем начинающим артистам он давал такое напутствие: «Смотри, учись, впитывай в себя культуру – без этого ничего не выйдет» (Ф. 764, Оп. 3). В 1908 году специально для работы с молодыми певцами он открыл в Москве театр «Орион» (как филиал «Оперы С. Зимина»). В 1916 году была организована Оперная студия, где шла подготовка певцов по методике, разработанной самим С. И. Зиминым. Основатель частной оперы ценил и молодые, и состоявшиеся таланты, и не искал от театра материальных выгод, тратя на постановки опер огромные средства.

Вторым любимым детищем С. И. Зимина был Музей оперного театрального искусства, основанный им в 1904 году. Экспонатами музея стали работы всех художников «Оперы С. Зимина» – это свыше тысячи эскизов костюмов и декораций, множество макетов, афиш, костюмов, сшитых в мастерской театра. Кроме того, Сергей Иванович собрал большую коллекцию живописи, в основном русских художников.

В 1917 году Зимин через Театральный отдел Наркомпроса передал свой оперный театр Совету рабочих и крестьянских депутатов «в полном оборудовании, с костюмами для всех шедших опер и с нотной библиотекой до 100 опер с партитурами, клавирами, оркестровками и хоровыми голосами на большой оркестр и хор» (Ф. 764, Оп. 1). Теперь «Опера С. Зимина» стала называться «Театр Совета рабочих депутатов», с 1919 года — «Малая государственная опера», а в 1921 году — «Театр музыкальной драмы».

Увы, но все прекрасные инициативы Сергея Ивановича новая власть фактически уничтожила. Музей был национализирован и частично, вместе с недвижимым имуществом Сергея Ивановича, конфискован. А ведь в музейной коллекции, как писал в автобиографии Зимин, имелись эскизы И. Билибина, А. Головина, К. Коровина, П. Кончаловского, Н. Крымова, С. Малютина, И. Малютина, М. Маторина, В. Поленова, С. Судейкина, В. Серова, П. Федотова и других известных художников. Оперная студия ликвидирована.

Примечательно, что в декабре 1918 года С. И. Зимин был принят в действительные члены Всероссийского профессионального союза актеров (ВПСА). В графе «род труда» написано — «актер (опера)». В 1918-1922 годах Зимин заведовал нотной библиотекой музыкальной студии Московского художественного театра, фактически когда-то им и собранной. Одновременно с 1919 года был членом дирекции Малой государственной оперы (бывшей «Оперы Зимина») и директором своего же бывшего музея.

В 1922 году Сергею Ивановичу удалось организовать акционерное общество «Первая свободная опера С. И. Зимина», практически восстановить свою бывшую оперу, где за два года прошло свыше двадцати постановок. «Из хорошо поставленных опер назову: 1) "Мазепа" — в декорациях и костюмах Юона, 2) "Плач Рахили" — новая опера Дудкевича в декорациях Лентулова, 3) "Нерон" — Маторина, 4) "Трильби" — новая опера Юрасовского, худож[ник] Талдыкин А., 5) "Князь Серебряный" — новая опера Триодина, 6) "Риэнци" Вагнера, в оформлении художника Якулова (макет в музее Бахрушина), 7) "Измена" — Ипполитова-Иванова и друг.» (Ф. 764, Оп. 1).

В 1923 году газета «Известия» сообщала, что бенефис председателя правления «Первой свободной оперы С. И. Зимина», назначенный на 27 апреля, совпадает с 20-летним юбилеем его театральной деятельности. В тот же день Сергей Иванович получил письмо от корпорации артистов Государственного академического московского Малого театра за подписью А. А. Яблочкиной. В нем говорилось: «Все, кому дорого дело русской оперы, не могут не чувствовать живейшей радости по поводу Вашего возвращения после перерыва к любимому Вами делу – возвращения человека, который представляет собой идейного преемника лучших традиций большого художника Саввы Ивановича Мамонтова» (Ф. 764, Оп. 1).

Но это ожидание возвращения большого искусства, организованного частной инициативой, в новых исторических условиях вновь не оправдалось. В 1924 году театр был закрыт, труппа предана суду. Правда, после следствия она была оправдана за отсутствием состава преступления…

Позднее С. И. Зимин работал инспектором сцены Большого театра, помощником механика по монтировочной части, одновременно являясь членом художественного совета театра. С 1936 года и до конца жизни Сергей Иванович оставался художественным консультантом Большого театра. Свою жизнь без оперного театра он не мыслил.

* * *

Документы из собственного архива С. И. Зимин начал передавать на государственное хранение в Гослитмузей еще в 1930-е годы, причем первая их часть была приобретена музеем. После образования в 1941 году Центрального государственного литературного архива (ЦГЛА, ЦГАЛИ, РГАЛИ) здесь был образован фонд № 764, который активно пополнялся за счет приобретений у вдовы, сделанных в 1944-1945, 1955 и 1966 годах. Сейчас в составе фонда 244 единицы хранения. Среди документов – переписка, альбомы с автографами и рисунками артистов, художников, режиссеров и композиторов, документы биографического характера, служебной и общественной деятельности.

В числе 169 корреспондентов С. И. Зимина — Л. С. Бакст, М. Баттистини, А. К. Глазунов, М. Глиэр, К. Я. Голейзовский, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, В. П. Дамаев, М. Н. Ермолова, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Качалов, Ф. Ф. Комиссаржевский, П. П. Кончаловский, С. И. Мамонтов, В. И. Немирович-Данченко, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, С. В. Рахманинов, Н. К. Рерих, Н. А. Римский-Корсаков, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Суриков, Ф. И. Шаляпин и многие, многие др.

Из-под пера С. И. Зимина вышли «Мои воспоминания с 1918 по 1929», «Как создается оперный спектакль», воспоминания о В. И. Сурикове, М. Баттистини, о постановках опер «Черевички», «Иоланта» и других, — которые также находятся в его фонде. В РГАЛИ же хранятся многочисленные фотографии самого основателя оперы и артистов.

Ю. В. Маслова,
главный специалист РГАЛИ

Фотогалерея
  • Портрет С. И. Зимина. [1890–1900-е гг.]. РГАЛИ. Ф. 764. Оп. 2.

  • Групповой портрет на крыльце: С. И. Зимин (крайний слева) и Ф. И. Шаляпин (второй справа). [1910-е гг.]. РГАЛИ. Ф. 764. Оп. 2.

  • Членский билет ВПСА № 2246 на имя С. И. Зимина. 26 мая 1919 г. РГАЛИ. Ф. 764. Оп. 1.

  • Поздравительное письмо артистов Малого театра С. И. Зимину с двадцатилетием деятельности. 27 апреля 1923 г. РГАЛИ. Ф. 764. Оп. 1.

  • Программа оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» на сцене «Оперы С. И. Зимина». 18 октября 1910 г. РГАЛИ. Ф. 764. Оп. 1.

  • Программа оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» на сцене «Оперы С. И. Зимина». 18 октября 1910 г. РГАЛИ. Ф. 764. Оп. 1.