«Путь Цвика показателен: в творчестве талантливого мастера преломились черты, характерные для истории советского плакатного искусства последнего тридцатилетия», – так писала об этом заслуженном художнике Российской Федерации, создавшим свой неповторимый авторский стиль, искусствовед Нина Ивановна Бабурина. Действительно, Ефим Цвик являлся незаурядным мастером, с творчеством которого были знакомы практически все современники, — при этом почти не зная имени автора.
Если о самых первых советских плакатах-агитках времен Гражданской войны — ОКНАХ РОСТА, и об авторе большинства из них — Владимире Маяковском, слышали и те, кто родился много позже начала ХХ века, то последующие поколения мастеров этого непростого жанра чаще оставались «за скобками» своих произведений.
Поэтому хотелось бы сначала «представить» тот вид искусства, которому Ефим Цвик посвятил свою жизнь. «Плакат – явление в равной мере и художественное, и социальное, отражающее не только потенции художественной индивидуальности, но и общественную атмосферу, установки в области культуры. Особенность и сложность творчества плакатиста связана с тем, что он фактически никогда не является единоличным автором плаката. В оттиске всегда присутствует рука соавторов, а ими являются заказчик и художественный совет», – так характеризует некоторые особенности искусство плаката искусствовед Елена Всеволодовна Черневич.
А вот что пишет о себе художник в одной из ранних автобиографий: «Отец мой, Цвик Семен Ефимович, работал учителем в одной из московских школ до 1937 г. В 1938 г. умерла мать, и мы остались с отцом. С 1937 по 1941 гг. отец был директором школы Испанского детского дома в “Правде” [поселок] под Москвой. В 1941 г. отец ушел на фронт, и нас с братом взяли в Испанский детский дом, где мы пробыли до 1945 г. В 1945 году нас перевели в Воскресенский детский дом №1 для детей погибших офицеров Советской Армии и Военно-Морского флота. Отца мы считали погибшим. В 1949 г. отец нашел нас и взял к себе».
Любовь и способность к рисованию у Ефима Семеновича проявилась еще в детстве; после окончания 7 класса, в 1951 году, будущий художник поступил в Художественное керамическое училище г. Дулева Орехово-Зуевского района Московской области и в 1954 году получил специальность «живописец по фарфору». В том же году переехал в Москву и поступил в Московское Высшее художественное училище (бывшее Строгановское) на кафедру художественной обработки металла, но в 1959 году ушел из училища по семейным обстоятельствам.
В личном листке по учету кадров МОСХа (Ф. 2943) на вопрос: «В каких областях изобразительного искусства работаете, в каком жанре, каким материалом отдаете предпочтение», – Ефим Семенович отвечал: «политический плакат, керамика», и в том же вкладыше на вопрос: «На каких выставках участвовал своими произведениями (год и название произведения), – видим ответ: «Всесоюзная выставка “Искусство в быт” — декоративная тарелка “Девушка, кормящая голубя”. 1961 г.». Так что учёба в художественном керамическом училище для художника не прошла даром!
В 1956 году Ефим Семенович в составе студенческой бригады поехал на целину — в Карагандинскую область, в совхоз «Щербаковский». Там он выпускал передвижную сатирическую газету «Крокодил на целине». Листы из газеты увидел Порфирий Никитич Крылов – один из трех художников знаменитого содружества «Кукрыниксы», и посоветовал художнику попробовать себя в искусстве плаката. В этом же году Цвик пришел в только что созданную мастерскую Творческо-производственного объединения «Агитплакат». За 15 лет работы в «Агитплакате» сделал около 50 плакатов, некоторые из них были отмечены почетными дипломами («Таких как он, из торговли вон», «Черепашьими шагами», «Куба» и др).
Начиная с 1957 года, Ефим Семенович — постоянный участник московских, республиканских, всесоюзных и международных выставок и конкурсов плаката. Многие из его произведений награждались медалями, премиями и дипломами.
Сотрудничал с издательством «Советский художник», с Госконцертом СССР, Москонцертом, театрами (Музыкальным театром оперы и балета им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, МХАТ им. А.М. Горького и др.).
В 1962 году художник стал членом Союза художников СССР без кандидатского стажа (из-за неоконченного высшего образования) по секции плаката. Рекомендации для вступления в Союз дали Константин Константинович Иванов, Борис Александрович Успенский, Михаил Захарович Хейфиц – известные мастера-плакатисты, старшие коллеги по «Агитплакату».
В 1966 году на I-м Международной биеннале плаката в Варшаве Цвик получил III премию (затем он ещё трижды будет премирован на этом самом престижном смотре плакатного искусства). К художнику пришла международная известность именно в Польше, — и неслучайно Ефим Семенович очень высоко ценил искусство польских мастеров-плакатистов, считал, что они «находятся на гребне “новой волны”». Это была первая Международная премия советского плакатиста за послевоенный период.
Но судьба некоторых плакатов Ефима Семеновича складывалась порой непросто. Так, например, было с плакатом «1 Мая», созданным в 1965 году, представлялся на уже упоминавшейся Биеннале в Польше в 1966 году, но вот сам тираж появился только в 1989 году. Похожая история случилась и с плакатом «1 июня – Международный день защиты детей», который тоже экспонировался на Биеннале в 1966 году и даже был отмечен жюри бронзовой медалью, а тиража так и не состоялось.
С 1967 года плакатист сотрудничал с Союзгосцирком, стал членом художественного совета. «Цирковой плакат, к которому я обращался несколько раз на протяжении длительного времени, увлекал меня именно свободой выражения, возможностью проявить и фантазию, и образное мышление. В плакате для цирка не нужна интеллектуальная игра, раскрытие замысла. Здесь ведущей становится форма», – так в одном из интервью рассказывал художник о своем методе работы в этой области. Многие цирковые плакаты Цвика принимали участие в выставках, конкурсах. Плакаты «Цирк», «Кио» стали лучшими в конкурсах секции плаката МОСХа.
На Международной выставке плаката в Софии в 1968 году за плакат «Сохраним памятники культуры» Ефим Семенович получил золотую медаль. К сожалению, печать оказалась невысокого качества, небольшим тиражом, но зато плакат стал библиографической редкостью. В том же году на II-й Биеннале в Варшаве за плакат к фильму «Обыкновенный фашизм» М.И. Ромма Е.С. Цвик получил денежную премию. Начиная с этого года, у художника состоялось более 10 персональных выставок.
В 1970 году на IV Международной биеннале промышленной графики в Брно он получил бронзовую медаль и стал членом Союза журналистов СССР.
По воспоминаниям вдовы художника Майи Алексеевны Литвиненко, работа для Ефима Семеновича всегда стояла на первом месте. Работал он много и быстро и не любил, когда кто-то наблюдал его творческий процесс. Большинство своих лучших работ сделал дома, за рабочим столом, а не в мастерской.
Этапной стала открывшаяся в 1989 году персональная выставка мастера в Выставочных залах Союза художников СССР на Кузнецком мосту, где было представлено более 200 плакатов всех жанров, начиная с конца 1950-х годов; был издан каталог.
В 1996 году плакатист получил почетный диплом Российской Академии художеств.
Плакаты Ефима Семеновича находятся в коллекциях Государственного исторического музея (фонд Центрального музея В.И. Ленина), Российской государственной библиотеки, Государственного центрального музея современной истории России, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, в музеях плаката в Брно, в Вилянуве (Польша) (филиал Национального музея), Лахти (Финляндия) и др., а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
* * *
В РГАЛИ хранится личный фонд Е.С. Цвика (Ф. 3359), в двух описях которого насчитывает 327 единиц хранения за 1953—2008 годы. Материалы архива были переданы вдовой художника М.А. Литвиненко в 2008 году.
Самый обширный раздел первой описи – материалы творческой деятельности Е.С. Цвика: эскизы плакатов (театральные, цирковые, зрелищные, социально-политические и др., а также рисунки (портреты, автопортреты) и др.
Среди немногочисленной переписки художника есть письма Х. Алексиева – болгарского коллеги художника-плакатиста.
В разделе биографических материалов сохранились аттестат Художественно-ремесленного училища г. Ликино-Дулево (Московская область), дипломы, почетная грамота и благодарности МОСХа, Московского художественного фонда СССР, Российской Академии художеств, Международной биеннале плаката в Варшаве, Международной биеннале промышленной графики в Брно, Биеннале плаката в Лахти (Финляндия) и др., выданные Е.С. Цвику; каталоги выставок и пригласительные билеты на выставки Е.С. Цвика, удостоверение о присвоение звания заслуженного художника Российской Федерации и др.
Также в фонде отложились воспоминания о Е.С. Цвике вдовы художника М.А. Литвиненко «Такая короткая долгая жизнь», статьи и заметки о Е.С. Цвике и др.; фотографии Е.С. Цвика, в том числе с родственниками и коллегами, с его персональных выставок.
Вторая опись включает 132 единицы хранения за 1966 — 2001 годы и целиком состоит из подлинников и типографских экземпляров его плакатов, причем большого формата.
Немногочисленные документы Е.С. Цвика также хранятся в фонде МОСХа (Ф. 2943) и в личном фонде историка цирка, коллекционера Александра Яковлевича Шнеера (Ф. 3075).
Ю. В. Маслова,
главный специалист РГАЛИ