Список фондов

Мои мысли – краски, мои краски – песни.

Ф. Ницше

«Глаз каждого истинного художника видит природу в тех тонах, которыми озарена от рождения его душа. У Мусатова душа была синяя и прозрачная, как весеннее небо среди белых облаков, от того и во всех его картинах синий тон сквозит, как нота «ля» - во всех голосах природы. Этот тон ведет за собою все другие тона и сообщает его картинам ту силу и художественную ясность, которая позволяет нам за каждым полотном его угадывать выражение глаз самого художника. Его печаль и улыбку, его любовь и надежды», - такую чувственную характеристику о личности и творчестве живописца написал в своих воспоминаниях друг Борисова-Мусатова со времен реального училища Александр Митрофанович Федоров.

Вся жизнь Виктора Эльпидифировича представляла неизменное служение своему искусству, преобладающей нотой которого стала меланхолическая грусть. Он долго учился, познавая себя и, примкнув в первые годы своего творчества к импрессионистам, выработал свою собственную манеру письма, отличавшую его от современников. Его работы – уникальный синтез реалистического подхода и символических мотивов, пронизанный глубокой лиричностью и насыщенный философскими размышлениями.

Краскам он поклонялся. Темперамент каждого художника сказывается на манере письма, рисунка и гамме свойственных только ему. Краски являются неотъемлемым лирическим элементом, присущим всем произведениям Борисова-Мусатова, так как именно они влияют на зрителя, вызывая у него то или иное настроение.

В его первых полотнах целая радуга красок, наложенных рядом, определяет его способность сильно реагировать на синие тона, которые он видел всюду в природе. Начиная с «Гобелена» его кисть приобретает удивительную уверенность. Появляется своя собственная широкая декоративная живопись, способная к широким обобщениям, глубокая как стихия, породившая ее – искусство красок.

Критики и ценители творчества Борисова-Мусатова отмечают необыкновенную музыкальность его произведений. Вряд ли можно назвать еще одного художника, у которого живопись так полно сочетается с музыкой. «Он создавал картины-песни. Помимо внутренней гармонии музыкальное впечатление усиливается внешними приемами Мусатова. Красочная гармония композиции как целого, равновесие пятен которого так добивался художник, и переходы свойственных только ему красочных гамм производят впечатление ритма. Несложность формы произведения не разбивает целости впечатления. Отсутствие строгой определенности, отчетливости образов делает их неясными. Скульптурная неподвижность фигур, отсутствие «события» в картине устанавливают длительное спокойствие во времени. Благодаря этому натура выливается в форму красочно-музыкальных симфоний» – написал в своей монографии о В.Э. Борисове-Мусатове искусствовед В.К. Станюкович (РГАЛИ. Ф.1965 Оп.1)

.

Имея дело с формами органической природы он по своему плану строил свой храм великому искусству красок. Он оживил его дивным созвучием своего искусства с музыкой, населил его неясными образами печалей и радостей своей жизни. Его картины не всегда понятны зрителю, художественные идеи не всегда передаются в полной силе сознанию, над ними витает тайна. Пусть над ними витает тайна.

В своем творчестве Борисов-Мусатов шел по своей дороге и был одинок. Он настолько одинок в искусстве, что приблизиться к нему и подражать ему невозможно. Его тайна ушла вместе с ним. В этом и есть его величие, в этом его сила и значение во времени.

* * *

Документы Виктора Эльпидифировича в архив передала младшая сестра Елена – модель его многих полотен. Фонд 1965 состоит всего из 15 единиц хранения, но представляет достаточно разнообразное документальное наследие живописца. Несомненно, интерес исследователей и почитателей творчества Борисова-Мусатова привлекут эскизы «Дама в березовой роще» и «В беседке из акаций», портреты натурщиц, его фотографии, а также переписка и статьи о художнике.

Ельцова Н.Ю.

Начальник отдела РГАЛИ

Фотогалерея
  • Портрет В.Э. Борисова-Мусатова на пригласительном билете заседания, посвященном двадцатилетию со дня его смерти. 15 января 1926 г. РГАЛИ. Ф. 1965. Оп.1.

  • Фотография В.Э. Борисова-Мусатова. 1870-е гг. РГАЛИ. Ф. 1965. Оп.1.

  • Фотография В.Э. Борисова-Мусатова. 1870-е гг. РГАЛИ. Ф. 1965. Оп.1.

  • Фотография В.Э. Борисова-Мусатова с Кругликовой Е.С., Александровой Е.В., Борисовой-Мусатовой Е.Э. и др. 1890-е гг. РГАЛИ. Ф. 1965. Оп.1.

  • В.Э. Борисов-Мусатов. В беседке из акаций. Эскиз. 1890-1905-е гг. РГАЛИ. Ф. 1965. Оп.1.

  • В.Э. Борисов-Мусатов. Дама в березовой роще. Эскиз. 1890-1905-е гг. РГАЛИ. Ф. 1965. Оп.1.

  • Фотография натурщиц В.Э. Борисова-Мусатова Б.д. РГАЛИ. Ф. 1965. Оп.1.

  • Дом В.Э. Борисова-Мусатова в Тарусе. 1939 г. РГАЛИ. Ф. 1965. Оп.1.