Список фондов

Школа захватывает всю жизнь ребенка
и становится великою силою, налагающею на него неизгладимую печать.
Как это зависит от духа школы, от её организации, от лиц, ею управляющих!
С.А. Рачинский

Известная картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского», написанная бывшим учеником Сергея Александровича в 1895 г., давно хранится в Третьяковской галерее. Прежде всего, благодаря этому очень теплому и светлому полотну художника стал известен образ ученого, разностороннего исследователя Рачинского. А родился он в поместье Татево, Смоленской губернии, в многодетной религиозной семье. Получил отменное домашнее образование, успешно закончил физико-математический факультет Московского государственного университета и защитил диссертацию. Ему пророчили карьеру великого ученого, но неожиданно для всех он в 1872 г., увлекшись идеями народников, переехал в свое тихое родовое поместье и всю оставшуюся жизнь посвятил народному просвещению. Под его покровительством было основано 12 школ и училищ, содержались они практически полностью на средства Сергея Александровича.

Из письма члена Государственного Совета Российской империи К.П. Победоносцева Александру III: «Вы изволите припомнить, как несколько лет тому назад я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житьё в своё имение. В самой отдалённой лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии живёт там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведёт, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Всё, что у него есть, и все средства своего имения он отдаёт до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени».

Благодаря Рачинскому многие крестьянские дети стали учителями, священниками, художниками и пр. Один из его учеников, педагог Н.М. Горбов, писал о своем наставнике: «Принадлежа по рождению к лучшей и просвещеннейшей части русского общества, племянник поэта Боратынского после обширной научной подготовки дома и за границей внес в народную школу всю широту взгляда, всю разносторонность образования, полученные как по воспитанию, так и по обстановке предшествующей жизни и деятельности».

Школа в селе Татево была открыта в 1861 г., но именно при Сергее Александровиче она была преобразована в образцовую «Татевскую школу», в которой он преподавал четверть века и безотлучно жил с учениками.

В РГАЛИ хранятся документы братьев Рачинских – удивительно разносторонних и невероятно одаренных представителей своего времени. Владимир Александрович (1831 – 1888) – художник и общественный деятель, его двоюродный брат Григорий Алексеевич (1853 – 1939) – историк литературы и переводчик, Сергей Александрович (1833 – 1902) – профессор ботаники, математик, основатель церковно-приходских школ и трезвенного движения. Все эти материалы находятся в фонде № 427 − «Татевский архив», который поступил в ЦГЛА в 1941 г. из Государственного литературного музея и состоит из 3680 единиц хранения. Это результат собирательской деятельности не только самих Рачинских, но и их родственников Боратынских, Потемкиных, Верховских и др. Фонд включает в себя фотографии, переписку, биографические и автобиографические материалы, рисунки, отчетные документы (квитанции, ведомости). Среди материалов, собранных непосредственно С.А. Рачинским, интерес представляет «Альбом автографов», содержащий рукописи Алексея Толстого, Петра Вяземского, Евгения Боратынского, Екатерины Тютчевой, Евдокии Растопчиной, Каролины Павловой, Софьи Энгельгардт и других общественных деятелей, музыкантов, писателей и поэтов.

Документы, связанные с именем Рачинского, также хранятся в фондах основателя и редактора журнала «Русский архив» П.И. Бартенева, писателя и искусствоведа С.Н. Дурылина, публициста, литературного критика В.В. Розанова, поэта В.С. Соловьева, ряда современников Сергея Александровича.

А что же касается основанной в имении школы, то она продолжает свою работу и ныне, носит имя своего основателя и способствует духовной преемственности поколений, сохраняя традиционные черты российской ментальности. С 1974 г. при ней действует краеведческий музей, выросший в 2000 г. в муниципальный краеведческий музей им. Н.П. Богданова-Бельского.