Список фондов

Образ древнего грека с могучей шевелюрой, величественно шествующего в белом балахоне по Крымским предгорьям, давно и прочно слился в представлении многих знатоков литературы с личностью Максимилиана Волошина. Между тем, его детство и юность прошли в Москве, куда семья Кириенко-Волошиных переехала из Киева после смерти отца. С 1887 года Максимилиан учился в известной частной гимназии Л.И. Поливанова, где получали образование и младшие сыновья Л.Н. Толстого. Однако явные неуспехи в учебе, начинавшаяся астма заставили завершить обучение в 1897 году в гимназии Феодосии. Непосредственность характера, чудаковатость юного Макса не мешали ему все эти годы много читать, принимать участие в театральных постановках, увлекаться рисованием и стихосложением. Юридический факультет Московского университета стал для него не столько «храмом науки», сколько местом проявления своего живого нрава, к тому же в эпоху оппозиционных выступлений: дважды его отчисляли − как инициатора и участника студенческих выступлений. А затем была высылка в Феодосию, откуда Волошин в 1900 году, не дожидаясь грозившего ареста, уехал в Среднюю Азию. Странствования его продолжаются во Франции, куда он направился для подготовки к поприщу литературного критика.

Собственно, с этого времени и начинается становление образа будущего «киммерийца». В Париже он слушает лекции в Русской высшей школе общественных наук – весьма своеобразном учебном заведении, организованном видными российскими оппозиционерами (школа существовала на ул. Сорбонны, 16 всего четыре года, частично «подготовив» Революцию 1905–1906 годов). Там он впервые лично знакомится с французскими литераторами и художниками, занимается переводами, посещает театры и выставки, берет уроки рисования у Е.С. Кругликовой. А также учится в художественной Академии Коларосси, путешествует по Европе. В одном из писем мать М. Волошина, Елена Оттобальдовна (известная затем как «Пра»), пытаясь направить сына к систематическому образованию, получает ответ, что самостоятельные занятия в библиотеках важнее.

Парижский период стал для Максимилиана Волошина публичной «пробой пера»: в российских газетах и журналах стали появляться его рецензии на французские книги, спектакли, выставки, статьи о новейших течениях литературы и искусства. Там же, в Париже, он сближается с К.Д. Бальмонтом, родственником молодой художницы Маргариты Сабашниковой, с которой вскоре повенчается, вопреки желанию ее богатой родни. Увы, краткий опыт жизни в «Башне» Вячеслава Иванова вместе с его семьей, сдобренный теософией и спиритизмом, оказался губителен для всех. Фактически брак Волошина и «Маргори» Сабашниковой продлился несколько месяцев, а официально – вплоть до 1927 года, когда один из супругов был уже многолетним добровольным пленником Коктебеля, а другая – частью парижской богемы.

Но в самом начале ХХ века Максимилиан Волошин был еще активным автором газеты «Русь» и журналов символистов «Весы», «Золотое руно» и др.; пишет статьи и для французской прессы.

После расставания с М.В. Сабашниковой он по большей части живет в Коктебеле, ненадолго выезжая в столицы. Первый сборник М.А. Волошина «Стихотворения. 1900-1910» вышел в Москве в 1910 году, а книга избранных статей о культуре «Лики творчества» − в Петербурге в 1914 году. В Крыму дом Волошиных становится приютом для почти всех представителей российского символизма, футуризма, авангардизма и прочих модных течений в искусстве. С 1910-х годов здесь гостили А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Булгаков, А.С. Грин, Н.С. Гумилёв, О.Э. Мандельштам, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева и многие, многие другие.

В год начала Первой мировой войны М.А. Волошин приехал в Дорнах (Швейцария), чтобы вместе с Андреем Белым, М.В. Сабашниковой и некоторыми другими участвовать в постройке антропософского центра «Гётеанум», основанного Р. Штейнером. Тогда же отправляет письмо военному министру с отказом от военной службы. Этот шаг был продиктован не только пацифистскими мистическими настроениями, но и известной (весьма забавной) историей с «последней дуэлью на Черной речке», которая случилась (не случилась на самом деле) между Волошиным и Гумилевым. После того, как в 1915 году в Париже вышла книга стихотворений Максимилиана Александровича «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»), он возвращается в Россию, чтобы с апреля 1917 года прочно поселиться в Коктебеле. Там, тоскуя о прошлом, создает серию акварельных пейзажей, посвященных Крыму.

Гражданская война сделала дом М.А. Волошина госпиталем для больных и раненых всех фронтов, – для белых и для красных. Известность его имени в итоге решила и судьбу этого Дома, который, без сомнения, заслуживал заглавной буквы в написании: в 1920-е годы не только поэты и литераторы, но и ученые-гуманитарии из Государственной Академии Гуманитарных Наук (ГАХН) становятся частыми гостями в этих стенах. Так получилось благодаря тому, что в 1920 году М.А. Волошин был назначен заведующим Отделом Наркомпроса по охране памятников искусства и науки в Феодосийском уезде. Его главной заботой теперь являются древности, частные библиотеки. В 1921 году получил от Крымского Совета народных комиссаров разрешение на создание «Коктебельской художественно-научной экспериментальной студии» и охранную грамоту Отдела народного образования Феодосийского военно-революционного комитета на свой Дом в Коктебеле. Однако эти «победы» давались уже немолодому художнику-поэту-публицисту ценой огромных усилий. Но именно тогда рядом с ним оказалась Мария Степановна Заболоцкая (1887–1976), с которой Волошин в 1927 году, через два года после смерти матери, зарегистрировал брак. Вместе с Марией Степановной, будущей главной хранительницей его архива, он продолжал бороться за судьбу своего уникального Дома. Действительно, в 1924 году, с одобрения Наркомпроса, его удалось зарегистрировать как бесплатный Дом творчества; в 1931 году Волошин передал каменный флигель Дома Союзу писателей СССР (впоследствии Дом творчества Литфонда СССР). А в 1932 году, завещав похоронить себя в Коктебеле, на горе Кучук-Енышар, Максимилиан Александрович скончался. Так было положено начало мемориальному кладбищу в Коктебеле, где впоследствии упокоилась и М.С. Заболоцкая, и некоторые другие деятели искусства. В 1984 году в Коктебеле состоялось открытие «Дома-музея Максимилиана Волошина».

Творчество М.А. Волошина не было обделено вниманием издателей, хотя многие критики предъявляли ему «счет» и как поэту, и как художнику. Однако прижизненные издания его стихотворений оформлялись К.Ф. Богаевским, Л.С. Бакстом, С.В. Чехониным и другими художниками. В 1920-е годы сборники его стихов публиковались в Берлине и Париже. Хотя с 1928 по 1961 годы произведения М.А. Волошина в СССР не издавались, они распространялись в самиздате. Первое Полное собрание стихотворений и поэм было выпущено в 2-х томах в парижском издательстве YMCA-Рress в 1982 году. Наиболее полное собрание сочинений в России в 13 томах (17 книгах) было издано под ред. В.П. Купченко и А.В. Лаврова в 2003–2015 гг.

Вместе с тем большая часть собраний выходила без сверки с архивными подлинниками, а по предыдущим изданиям. Одна из причин этого – раздробленность фонда М.А. Волошина. РГАЛИ – одно из мест хранения наследия поэта и художника. Его личный фонд (ф. 103) содержит три описи, в которых около 60 единиц хранения. Это, главным образом, автографы стихотворений, например, «Отроком строгим бродил я…» (1911), «К Парижу» (1915), машинопись стихотворных сборников «Неопалимая купина», «Путями Каина» и других, его письма к разных лицам, в том числе М.Д. Семенову-Тянь-Шанскому (1928), акварели пейзажей Крыма (1917-1930), фотопортреты М.А. Волошина (1910-е) и фотокопии его портретов, автобиография (1920).

Разнообразные документы М.А. Волошина находятся также как в других личных фондах, так и в фондах организаций: редакции газеты «Речь» (ф. 1666), ГАХН (ф. 941), Государственного литературного музея (ф. 612) и других.

Большинство документов относятся к периоду 1910-1920-х годов. Можно отметить автограф стихотворения «Голова madame de Lamballe» в фонде Ю.А. Красовского (ф. 3265), письма И.Ф. Анненскому, В.Я. Брюсову, В.Г. Черткову начала 1900-х годов, программу литературно-музыкального вечера 1908 года с участием М.А. Волошина в фонде Г.И. Чулкова (ф. 548), автографы стихотворений в фондах В.Ф. Ходасевича (ф. 537), В.В. Жданова (ф. 3105). Более значительно число писем самого М.А. Волошина: к К.В. Кандаурову (1910-1922), М.И. Цветаевой (1922), В.В. Вересаеву (1922-1925), Г.В. Лидину (1926), В.П. Остроумовой (1928-1929), А. Белому (1930), а также ответные послания М.И. Цветаевой (1910-1911), А.А. Блока (1916), машинописные копии писем О.Э. Мандельштама и Б.Л. Пастернака.

На смерть поэта 11 августа 1932 года откликнулись его близкие друзья и коллеги. В личном фонде М.И. Цветаевой (ф. 1190) в беловой тетради стихотворений есть цикл «Стихи Максу», написанный в сентябре 1932 года, напечатанный в 1934 году. В личных фондах В.В. Вересаева, С.И. Липкина и других есть воспоминания о поэте.

Фотографии М.А. Волошина есть фондах К.Д. Бальмонта (ф. 57), Л.К. Чуковской (ф. 3390), Г.А. Шенгели (ф. 2861), С.В. Шервинского (ф. 1364), Е.Я. Эфрон (ф. 2962) и др.

В фонде ГАХН хранится переписка по поводу летнего отдыха сотрудников Академии в Доме М.А. Волошина во второй половине 1920-х годов, ходатайство по поводу устройства творческого вечера М.А. Волошина в ГАХН в 1927 году, где состоялась персональная выставка акварелей М.А. Волошина, был выпущен каталог. В фонде Союза советских писателей СССР (ф. 831) есть переписка о сохранении Дома-музея Максимилиана Александровича.

О.А. Шашкова , директор РГАЛИ