Список фондов

Ровно пятьдесят лет назад, 25 июля 1972 г., мир потерял великого клоуна, советского артиста цирка и кино Леонида Георгиевича Енгибарова. За свою непродолжительную карьеру, всего за 13 лет с 1959 г. по 1972 г., Леонид Георгиевич превратился из начинающего коверного клоуна в Ереванском цирке в настоящего мастера, основателя собственного Экспериментального театра при Росконцерте СССР. Сегодня Л.Г. Енгибарова считают одним из столпов отечественной пантомимы, именно с ним к этому виду искусства пришло внимание советской публики.

Будущий артист родился 15 марта 1935 г. в Марьиной Роще в Москве. Творческий потенциал проявлялся в Леониде с самого детства – известно, что в первые послевоенные годы мальчик устраивал представления кукольного театра для жителей района.

Решение стать клоуном пришло к Л. Енгибарову, можно сказать, спонтанно. Сам он описывал это так: «Увидел Карандаша и уже на Цветном бульваре, возвращаясь из цирка, знал, что буду клоуном». Несмотря на это, юноша в 1955 г. пробовал поступить в Институт кинематографии, некоторое время учился в Институте физической культуры.

Но в итоге Леонид остановился на Государственном училище циркового искусства, им был избран образ клоуна-мима. Безусловно, необычный выбор амплуа оказал влияние на популярность Енгибарова не только среди широкой публики, но и особенно в кругах советской интеллигенции. Вполне вероятно, что это было связано с нетривиальным сценическим образом, который избрал артист: брюки, подтяжки, белая футболка и шарф – он больше напоминал мечтательного юношу, нежели клоуна.

Сам о своем образе Л.Енгибаров говорил так: «Детство мое было трудным, ибо выпало на годы войны. Первое, что я узнал, был не хоккей, не футбол, не телевизор, а война – вой сирены, военные песни, бумажные кресты на окнах, очереди за хлебом, пустые гильзы от патронов, сводки Совинформбюро, которые все слушали с таким волнением. Отсюда вышли мои пантомимы «Человек, с которым я вместе воевал», «Тотальная мобилизация», «Жизнь ребенка». Первый костюм у меня появился, когда мне было за двадцать. Должен заметить, что это во многом и сформировало меня».

Но в то же время, образ грустного и практически молчаливого клоуна не всегда легко принимался коллегами по цеху. Будучи распределенным в 1959 г. в цирк г. Еревана, Енгибарову приходилось добиваться шанса завоевать публику. Даже когда Леониду казалось, что он способен выступать с собственной программой, приходилось оставаться коверным (клоуны, заполняющие перерыв между выступлениями). В труппе терпели его с трудом, ведь Енгибаров взрывал изнутри консервативный подход к традиционной клоунаде. Рудольф Евгеньевич Славский, друг артиста, клоун и цирковой режиссер, даже описывает случай, когда в цирке практически добились исключения молодого мима из коллектива, помогло лишь заступничество жонглера Нази Ширай и костюмера Амалии Акопян.

Этот случай позже будет экранизирован. В 1963 г. вышел фильм «Путь на арену», в котором Л.Г. Енгибаров исполнил роль практически себя же – молодого клоуна Лени, – который по ходу развития сюжета понимает, что усердная работа приведет его к успеху. Однако трудолюбие было и так присуще артисту, в цирке он начинал тренировки с самого утра, что было нетипично для клоунов.

Другие киноопыты Л.Г. Енгибарова – роль немого пастуха Мико в картине Сергея Параджанова «Тени забытых предков» и работа в фильме В. Шукшина «Печки-лавочки» – роль клоуна в доме Сергея Федоровича, о котором рассказывал в письме родным Иван.

Путь артиста наверх был стремителен. Уже в 1964 г. на Международном конкурсе клоунады в г. Праге он получает первый приз. Можно сказать, что это был пик творческой карьеры, победа принесла Енгибарову популярность не только в СССР, но и за рубежом, позволило на время расстаться с Союзгосцирком СССР и сконцентрироваться на том, что сам Леонид считал важным. В частности, он занимался устроительством Эксцентрического театра при Росконцерте СССР.

Л. Енгибаров жил только работой, сам он насчитывал порядка 40 цирковых реприз и 50 пантомим собственного авторства. Помимо этого перу артиста принадлежат короткие юмористические рассказы, например шуточную инструкцию «Как стать клоуном?», где он в полусерьезной манере рассказывает о качествах, необходимых настоящему цирковому артисту этого жанра.

Репризы Енгибарова часто обладают философским смыслом: это борьба грубой силы и светлых идеалов («Бокс»), вера в наивное счастье («Зонтики»), заслуженные и мнимые достижения («На катушках»).

Последний номер сложен как технически, так и артистически. Клоун выполняет сложные трюки со стойкой на катушках (до пяти уровней), за удачи он награждает себя множеством медалей, а за провалы – лишается их. В конце репризы даже его шляпа украшена медалями.

Р.Е. Славский описывал своего товарища так: «…Юношеская мечта Леонида Енгибарова стать большим артистом сбылась. К этому он шел своей дорогой, но вооруженный лучшими достижениями предшественников, талантливых клоунов русского цирка – Ивана Козлова, Павла Брыкина, Виталия Лазаренко, Донато, Павла Алексеевича, Карандаша, Константина Мусина. Рачительный наследник, Енгибаров, по-хозяйски приумножил это богатство: он смело создал свое направление в клоунаде, которое, несомненно, останется яркой полосой в развитии советского циркового искусства. Народный артист Армянской ССР Леонид Енгибаров утвердил себя как зрелый художник, дерзкий новатор, не терпящий шаблонов и заезженных истин…».

Леонид Георгиевич Енгибаров внезапно ушел из жизни 25 июля 1972 г. Ранняя смерть породила слухи и легенды различного толка, но все было очень банально: артист простудился, но продолжал репетировать и выступать для зрителей, сердце просто не выдержало нагрузок.

«Клоун без колпака» был похоронен на Ваганьковском кладбище, на его надгробии установлен памятник: мечтательный юноша с зонтиком и букетом цветов. Ему было всего 37 лет.

Н.А. Илюшин,
главный специалист РГАЛИ