Список фондов


«Владеть самим собой.
Войти в стальные латы...
И на турнире встретиться с судьбой!
Удач не замечать и не жалеть утраты —
Владеть самим собой!»
− такой экспромт написал на память своим немногим оставшимся в эмиграции друзьям Иван Ильич Мозжухин, один из самых ярких и одаренных актеров немого кино. Его слова можно с успехом применить к большинству актеров кино, начиная с момента зарождения этого удивительного вида искусства, в считанные годы покорившего весь мир.

Мозжухин был яркой личностью, непрестанно ищущим художником, который поражал современников неожиданной трактовкой ролей и смелыми актерскими приемами. Такой разный, одинаково виртуозно владевший «высокими» и «низкими» жанрами, от трагедии до невзыскательного фарса, он работал с многими великими режиссерами и актерами, современником которых был как в России, так и в зарубежье. Среди них − Яков Протазанов, признанный «отец русской психологической кинодрамы», Евгенией Бауэр, энтузиаст «декоративно-изобразительного кино», Владислав Старевич, родоначальник русской мультипликации, Петр Чардынин, талантливейший оператор-самоучка и многие другие.

Иван Ильич Мозжухин родился 26 сентября 1889 года недалеко от Пензы в селе Кондоль в большой семье. Его дед, крепостной крестьянин, верной службой добился для себя и детей вольной. Так вышел из крепостной зависимости отец актера, Илья Иванович Мозжухин, служивший конторщиком в имении господ Оболенских. Он женился на дочери священника Рахили Ивановне, которая родила ему четверых сыновей: Александра, Алексея, Константина и Ивана.

С детства мать старалась привить сыновьям любовь к искусству и музыке. Старший сын Александр впоследствии стал оперным певцом с мировым именем. В домашних спектаклях более других блистал, несомненно, Иван, для которого увлечение театром переросло в страсть. По согласию с родителями, после окончания гимназии (он окончил ту же пензенскую гимназию, что и Всеволод Мейерхольд), поступает в Московский университет на юридический факультет, но творческая муза оказалась настойчивее. Проучившись всего два года, Иван уходит из Университета и поступает в актерскую труппу Петра Заречного, которая колесила по российской провинции.

Первый успех на театральных подмостках определил его дальнейшую судьбу. Мозжухин решает попытать счастья в Москве. В профессиональные театры артист пробоваться не решился, но зато в 1907 году прошел отбор во Введенский народный дом, возглавляемый А.А. Бахрушиным.

По счастливому стечению обстоятельств этот Народный дом стоял у истоков отечественного кино, официальной датой рождения которого в России считается 15 октября 1908 года. Именно в этот день на экраны вышел первый русский фильм «Понизовая вольница». Его режиссеры А. Ханжонков и В. Гончаров, налаживая производство отечественных картин, обратились к артистам Введенского народного дома с предложением перейти в кинематограф. Одни отказались, считая кинематограф бесполезной авантюрой, другие дали безоговорочное согласие. Среди тех, кто поддержал Ханжонкова, был и «подающий надежды актер труппы» Иван Мозжухин.

Его премьерное участие в фильме «На бойком месте» (1911) осталось почти незамеченным, но в том же году он снялся в ролях скрипача Трухаческого в «Крейцеровой сонате» (реж. П.И. Чардынин) и адмирала Корнилова в первом русском полнометражном фильме «Оборона Севастополя». Далее следуют небольшие роли в «Картинах из русской жизни», которые в начале 1910-х годов снимала фирма Ханжонкова. В 1912 году Мозжухин вместе с другими актерами Введенского народного дома снялся в ленте «Крестьянская доля» В. Гончарова. Нельзя не отметить и комедийное дарование, блестяще продемонстрированное в фильмах «Домик в Коломне» (1913), «Дядюшкина квартира» (1913), «Братья» (1913), «Ночь перед Рождеством» (1913). Дальше следуют успешные роли в лентах «Война и мир» (1913), «Хризантемы» (1914), «Ты помнишь ли?» (1914), «Кумиры» (1915).

С приходом в фирму Ханжонкова режиссера Евгения Францевича Бауэра актер выдвигается на главные роли в его постановках. В 1914 году на экраны выходит фильм «Жизнь в смерти» по сценарию В. Брюсова, где герой Мозжухина, доктор Рено, желая сохранить нетленной красоту любимой женщины, убивает ее и хранит в склепе бальзамированный труп. В этой ленте впервые появились кадры с «мозжухинскими слезами», которые станут легендой русского кинематографа. Занимательны и «киноинсценировки» популярных песен и романсов того времени. Сохранились несколько картин с участием Ивана Мозжухина: «Пара гнедых» (1915), «Отцвели уж давно хризантемы в саду» (1916), «Подайте, Христа ради, ей» (1916).

Очень быстро к актеру пришел неописуемый успех. Поклонницы, критики, успех и богатство. Критики терялись… Мозжухин обладал весьма заурядной внешностью: он был среднего роста, сухощавый, большеносый и без грима не выделялся среди многих. Но на экране оказывался такой, каким должен быть герой, − красивым и статным как в «Пиковой даме», загадочным и страшным как в «Страшной месте», обольстительным и нежным как в «Женщине завтрашнего дня». Секрет был прост: Иван Ильич, невероятно талантливый, интеллектуальный и трудолюбивый актер, безгранично любил свое дело. Кроме того, Мозжухин пришел в кино, имея достаточный театральный опыт, владея актерской техникой и сыграв немало ролей классического репертуара. Учитывая «немоту» кинематографа, Мозжухин акцентирует игру на жесте, мимике и выражении глаз. Его игра была понятна зрителям, жест точен, мимика лица выразительна, глаза передавали любое чувство, какое требовалось по ходу действия. При этом «игру глаз» он довел до степени виртуозности, откуда и возник термин «мозжухинские глаза».

Публика боготворила своего кумира, им стали интересоваться конкурирующие с Ханжонковым фирмы. В 1915 году Мозжухин перешел в «Товарищество И. Ермольев», где состоялась его встреча с Яковым Протазановым. Их творческое содружество оказалось плодотворным. Они создали лучшие фильмы того времени: «Пиковая дама» (1915) и «Отец Сергий» (1918). Протазанова и Мозжухина по праву называют основоположниками «школы русского психологического кинематографа». Мозжухин также снялся в фильме Я. Протазанова «Николай Ставрогин» (1915) по роману Ф.М. Достоевского «Бесы», имевшем широкий общественный резонанс, но к сожалению, не дошедшем до наших дней. Сам Мозжухин считал роль Николая Ставрогина своей лучшей актерской работой в кино.

В дореволюционном кино его считали мастером актерского дуэта. Об этом свидетельствуют и творческое сотрудничество актера с Верой Юреневой в драме «Женщина завтрашнего дня» (1914), с примой-балериной московского Большого театра Верой Каралли в фильмах «Наташа Ростова» (1915) и «Хризантемы» (1914). Работа в кино познакомила Ивана Мозжухина со многими талантливыми людьми, в том числе с Александром Вертинским. Долгие годы их связывала близкая и крепкая дружба. Мозжухин был другом Федора Шаляпина и провожал его в последний путь на правах близкого человека, в то время как старший брат Александр имел натянутые отношения с великим басом и считался его прямым конкурентом.

Война и революция поменяли правила игры кинематографа. Разруха, голод и непонимание происходящего заставляют по-новому посмотреть на будущее киноиндустрии. В феврале 1920 года в группе ведущих сотрудников ермольевской фирмы Мозжухин покидает Россию и перебирается во Францию. До 1926 года он снялся в девяти кинопостановках («Кин», «Покойный Маттиас Паскаль», «Мишель Строгов» и др.), получивших не только европейский успех, но и признание отечественного зрителя благодаря их прокату в СССР. В 1923 году по собственному сценарию актер поставил картину «Пылающий костер», где сыграл сразу несколько ролей.

После участие в фильме «Дитя карнавала» на русского эмигранта Мозжухина обратил внимание Голливуд. Но несмотря на контракт с Universal Pictures Мозжухин не смог стать любимцем американской публики, подобно Чарли Чаплину. После пластической операции, а также ряда неудачных картин, Мозжухин вернулся в Европу. Увы, наступила эра звукового кино, и русский акцент актера стал заметным препятствием для получения новых ролей.

Разочарованный в женщинах (у Мозжухина было три официальных брака) и собственной карьере, последние дни актер доживал в одиночестве, снимая меблированные комнаты на окраине Парижа. Он умер в уединении от скоротечной чахотки 17 января 1939 года на 50-м году жизни и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Спустя 13 лет в ту же могилу положили тело его старшего брата. Французский писатель Ромен Гари утверждал, что русский актер был его отцом и до последних дней оплачивал содержание могилы артиста на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Единственный в России музей имени братьев Мозжухиных был открыт на их родине, в селе Кондоле Пензенского района в 1989 году, в честь 100-летия со дня рождения Ивана Ильича.

* * *

Всю свою непростую жизнь Мозжухин бережно возил с собой свой архив – свои письма, черновики, фотографии, даже квитанции. Он завещал свой архив России, которая на тот момент уже вычеркнула его имя из своей истории. И отца, и братьев Ивана арестовали, раскулачили и сослали в Сибирь. Алексея в 1937 году расстреляли за «контрреволюционную деятельность», выражавшуюся лишь в молчаливой критике происходящего. Однако несмотря на это вдова Александра Ильича Мозжухина, Клеопатра Андреевна, выполнила волю братьев Мозжухиных − Ивана Ильича и Александра Ильича − и в 1966 году привезла документы на Родину. Они по принадлежности были переданы в ЦГАЛИ, где стали уникальным собранием. В составе фонда свыше 2000 фотографий артиста в жизни и в фильмах, его киносценарии, личная переписка, альбомы с зарубежной прессе, содержащие высокую оценку блестящего таланта русского артиста.

Ныне фонд 2632 – это 395 единиц хранения, которые заслуживают отдельного внимания еще и потому, что из восьми десятков фильмов с участием актера уцелели только двадцать. В состав фонда вошли литературные сценарии «Казанова», «Цыганы (Алеко)», «Отец Сергий»; киносценарии фильмов с участием И. Мозжухина «Манолеску», «Белый дьявол», «1002-я ночь», «Легион» и др., а также фото в ролях в дореволюционных отечественных фильмах «Жизнь в смерти», «Николай Ставрогин», «Пиковая дама», «Отец Сергий», «Сатана ликующий», «Страшная месть», «Руслан и Людмила», «Обрыв» и др., и фото в ролях в зарубежных фильмах «Дом тайн», «Кин», «Казанова», «Белый дьявол» и др., письма и фотографии И.И. Мозжухина.

Украшение фонда − прекрасная коллекция фотографий с дарственными надписями И.И. Мозжухину: Н.Е. Аблова, В.П. Анчарова, К. Барду, Ш. Ванеля, А.Н. Вертинского, И.Н. Ермольева, Ж. Мадди, Г. Модо, А.И. Мозжухина, К.А. Мозжухиной и др.

Ирина Юрьевна Зеленина,
начальник Центра комплектования РГАЛИ