Список фондов

Выдающийся русский художник Борис Михайлович Кустодиев родился в многодетной семье преподавателя Астраханской духовной семинарии Михаила Лукича Кустодиева и его супруги Екатерины Прохоровны, у которой были, как стало ясно позже, поистине золотые руки. Семья жила очень небогато, а когда будущему художнику не было и двух лет, умер его отец. Воспитание Бориса и троих его братьев и сестер легло на плечи матери и престарелой няни. Чтобы обеспечить такое большое семейство, Екатерина Прохоровна была вынуждена брать заказы на вышивание и играть на рояле у местных купцов.

Некоторое время Кустодиевы снимали флигель у одного из крупных городских торговцев, который был большим любителем сытой и широкой жизни: «Семейные праздники в его доме чередовались с религиозными, встречи по заключению контрактов заканчивались попойками. Приготовления к ним проходили нарочито напоказ с явной целью ошеломить улицу». Патриархальный быт, типажи провинциального купечества и мещан произвели на мальчика неизгладимое впечатление и стали в дальнейшем основной темой его произведений (РГАЛИ, Ф.652, оп.9).

Интерес к искусству у Бориса зародился в раннем возрасте – как благодаря матери, так и часто посещавшему их семью дальнему родственнику В.А. Кастальскому. Тот был знаком с драматургом А.Н. Островским, почитал его творчество и нередко читал детям Екатерины Прохоровны пьесы Александра Николаевича. Другим увлечением Кастальского была живопись, которая так же, как и произведения Островского, являлись объектом бурных обсуждений в семье Кустодиевых.

Первой выставкой, на которую попал 9-летний Борис, стала именно выставка передвижников, и она произвела огромное впечатление на мальчика, – ему захотелось сразу же перенести на бумагу приметы окружавшей его жизни. А в очень скором времени рисование полностью захватило Бориса, став его страстью.

Первые уроки он брал у местного художника П.А. Власова, а в 18 лет, окончив Астраханскую семинарию, поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где скоро стал любимцем самого И.Е. Репина. Как говорил Илья Ефимович, Кустодиев был «самым сильным учеником в мастерской». Именно Репин научил молодого художника видеть прекрасное в обыденном и укрепил в нем любовь к картинам народной жизни.

Кустодиев рано начал экспонировать свои работы на различных выставках. Первой из них стала Весенняя выставка в залах Академии художеств в 1902 году. Именно на ней русская публика впервые познакомилась с Борисом Михайловичем. Через год, успешно закончив учебу, он уже показывал свои картины на выставках Нового общества художников. Немногим позднее Кустодиев вступил в члены Союза русских художников, в 1911 году – в кружок «Мир искусства», оказавший на его творчество большое влияние. Реалистическое чувство прослеживалось абсолютно во всех жанровых композициях художника, а ретроспектива и стилизация стали тем новым, что привнесли в его живопись «мирискусники» (РГАЛИ, Ф.2465, оп.2).

Творчество Кустодиева почти с самого начала развивалось как бы в двух плоскостях: с одной стороны, – это реалистичная портретная живопись, а, с другой, – картины тематическо-бытовые. В детские и юношеские годы он с увлечением писал портреты няни, брата, семинаристов; к студенческим работам относятся портреты И.Д. Билибина (1901), А.И. Варфоломеева (1902) и др. Несмотря на любовь к портретной живописи, к указанному периоду также относится написание нескольких исторических и бытовых полотен, среди которых «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «На базаре» (1903). Последняя картина являлась выпускной работой художника, за которую его наградили пансионерской поездкой во Францию и Испанию.

Скоро господствующей темой для Кустодиева стали бытовые сцены из жизни крестьянства и купечества, причем он талантливо совмещал в них реализм с гротеском и иронией. Особенно занимали его словно выхваченные из жизни изображения купчих. Здесь и народный идеал красоты русской женщины (известные «кустодиевские красавицы»), и наивное стремление купеческих жен и девиц к «красивости» и яркости. Известными полотнами являются «Красавица» (1915), «Купчиха за чаем» (1918), «Русская Венера» (1925–1926).

Период творчества Б.М. Кустодиева, начиная с 1911 года, был для него крайне сложным. Причиной этому послужила тяжелая болезнь, оказавшаяся стремительно прогрессировавшей опухолью спинномозгового канала. Несмотря на две перенесенные операции, к 38 годам у художника наступил полный паралич ног, из-за которого Кустодиев вынужден был работать в полулежачем положении (РГАЛИ, Ф.2465, оп.2).

Б.М. Кустодиев известен и как замечательный художник-иллюстратор. И много позднее после его смерти оставались популярными его иллюстрации к «Шинели» Н.В. Гоголя, «Песне о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова, «Свечке» Л.Н. Толстого, «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова и др.

«Мирискустники» помогли проявиться Кустодиеву и как театральному художнику. Его красочные, яркие и самобытные декорации всегда выделялись на фоне других и никогда не теряли свойственных только кустодиевской живописи черт.

О работе художника над декорациями спектакля «Блоха», поставленном в МХАТ-II, режиссер А. Дикий писал: «У меня не было с Кустодиевым ни одного недоразумения, и это я объясняю большим чувством сцены, которое присуще художнику. <…> Кустодиев пленил меня глубоким пониманием темы и ярким театральным выражением ее в стиле балагана-лубка, наивного до озорства. В его оформлении спектакль получил необходимые ему краски, насыщенные радостью, праздничностью, наивностью» (РГАЛИ, Ф.2376, оп.1).

После революции Борис Михайлович участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Революции, рисовал картины и плакаты на революционную тематику, среди которых особо выделяются «Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого» (1921), «Ночной праздник на Неве» (1923). Известно и несколько его портретов В.И. Ленина (РГАЛИ, Ф.652, оп.9).

За свою недолгую – всего 49 лет – жизнь художник успел проявить себя во всех областях изобразительного искусства: в станковой и театрально-декоративной живописи, в графике и скульптуре. Последний период его жизни можно по праву называть одним из самых плодотворных, особенно в области книжной графики. А самой последней работой Б.М. Кустодиева стал триптих «Труд и отдых», который, однако, ему не было суждено закончить. Тяжело заболев гриппом, 26 мая 1927 года Б.М. Кустодиев скончался, оставив после себя ценнейшее и колоссальное по своему объему художественное наследие, ныне хранящееся в Доме-музее Б.М. Кустодиева в Астрахани, в Российской национальной библиотеке, а также в частных коллекциях.

* * *

В РГАЛИ имеется небольшой, но интересный одноименный фонд художника – № 2401, который насчитывает 36 единиц хранения за 1904–1920-е годы. Фонд представлен в основном набросками портретов Ю.Е. Кустодиевой, Ф.И. Шаляпина, Д.Д. Шостаковича, И.А. Бунина и др., эскизами обложек и титульных листов к книгам, иллюстрациями, а также эскизами декораций к спектаклям «Гроза», «Блоха» и т.д. Материалы были переданы актрисой и супругой режиссера В.Р. Гардина Т.Д. Булах-Гардиной в 1963–1964 годах.

Ек. Стенчикова,
ведущий специалист РГАЛИ