Список фондов

РГАЛИ принял участие в III-й ежегодной научно-практической конференции «История Москвы: методология, источниковедение, историография, популяризация», которая прошла 23 марта 2023 г. в Музее Москвы. В крупном однодневном мероприятии, проходившем под эгидой Московской городской Думы и Российского исторического общества, приняло участие почти 50 человек – представителей московской городской администрации, музейного сообщества, учебных и научных заведений.

В этом году конференция была приурочена к 150-летию со дня рождения Алексея Викторовича Щусева — крупнейшего отечественного зодчего, автора ряда знаковых проектов в столице, сумевшего стать одинаково востребованным как в дореволюционный период, так и в советский, создателя и первого директора Музея архитектуры, идеолога и автора концепций музейного проектирования.

Участие в конференции приняли ВРИО председателя Правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Руслан Гагкуев, заместитель Председателя Московской городской Думы, председатель совета отделения РИО в Москве Степан Орлов, генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова, декан исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Л.С. Белоусов, декан исторического факультета РГГУ Е.В. Барышева и другие.

Впервые в конференции принял участие также РГАЛИ, директор которого выступила с сообщением о материалах архива, связанных с жизнью и творчеством А.В. Щусева.

Подробнее

О.А. Шашкова
Архивные материалы
об Алексее Викторовиче Щусеве в фондах РГАЛИ

Среди всех сфер творчества, пожалуй, самой наглядной и масштабной является архитектура. Наследию академика архитектуры и академика Академии наук СССР Алексея Викторовича Щусева были свойственны не только эпический размах, но и видение величия простоты в обыденном. Открытость и разносторонность его контактов сопоставимы с огромным количеством осуществленных им проектов.

Сегодня можно говорить о том, что жизнь и творчество архитектора относительно изучены: поиск по сайтам библиотек выдает ок. 110−120 работ разных форм. Они представляют разные жанры: его собственные статьи, чертежи и проекты, воспоминания, искусствоведческие работы и даже художественные биографии зодчего. Однако до тех пор, пока в работу полноценно не вовлечены архивные материалы, говорить об исчерпанности темы нельзя1.

Известно, что масштаб личности не гарантирует полноту и богатство личного фонда и не коррелирует с сохранностью наследия. Однако история архива зодчего сложилась достаточно благоприятно. Большая его часть была передана на хранение в созданный самим А.В. Щусевым Музей истории архитектуры, получивший впоследствии его имя. Также довольно компактная часть семейного архива в конце 2016 г. поступила на хранение в Государственную Третьяковскую галерею. Эти материалы, много лет хранившиеся в семье внука Щусева − Алексея Михайловича и его супруги Инны Георгиевны, были получены от семьи Коненковых в 1945 г., после их возвращения из США, а, в свою очередь, им передали в 1934 г. после кончины брата зодчего – Павла. «Чемодан и коробка с документами», включающие в себя 315 писем, множество фотографий, негативов, чертежей, четыре записных книжки, переписку, ныне проходят научное описание в Рукописном отделе ГТГ2.

Но разносторонность и многочисленность контактов А.В. Щусева, безусловно, способствовали тому, что часть его документального наследия отложилась в главном архиве страны по истории культуры – Российском государственном архиве литературы и искусства, и прежде всего, в личных фондах. Среди выдающихся современников и корреспондентов А.В. Щусева – историк литературы и педагог П.Н. Сакулин, коллекционер и книгопродавец П.П. Шибанов; кинорежиссер С.М. Эйзенштейн, семья скульпторов и архитекторов Антокольских; художники К.В. Кандауров, П.И. Нерадовский, К.А. Сомов, А.Н. Бенуа, Ю.Я. Гомбарг, В.В. Мешков; литературоведы и искусствоведы Б.Н. Терновец, Н.М. Горчаков, М.В. Бабенчиков, писатель В.Г. Лидин и др.3 – всего более 50 документов из нескольких десятков фондов личного происхождения.

Анализ этих писем показывает, что подавляющее большинство их – письма к архитекторам, историкам, художникам, даже номенклатурным деятелям, – важны и интересны лишь как дополнение к иным материалам, либо более крупным блокам переписки.

Материалы РГАЛИ о А.В. Щусеве, которые носят самостоятельный характер малочисленнее. Среди них – краткие статьи-заметки Алексея Викторовича «Москва будущего», «Проблемы Новой Москвы», созданные в 1925 г.4 ; его письмо редактору газеты «Вечерняя Москва» по поводу статьи Михаила Гинзбурга о «мэтрах» в архитектуре и необходимости дать дорогу молодым от июня 1928 г.5 (что, кстати, проливает свет на временную опалу зодчего в 1937−1938 гг.); письмо А.В. Щусева председателю Моссовета И.И. Сидорову о необходимости установки скульптурных групп В.И. Мухиной на Москворецком мосту от 10 мая 1938 г.6 ; статья архитектора «Восстановление Великого Новгорода» 1946 г.7 . Весьма любопытно и личное дело А.В. Щусева в Московском отделении Союза архитекторов СССР, где, среди прочего, есть его творческая характеристика, список печатных работ, насчитывающий 102 пункта8.

Помимо этого, в РГАЛИ хранится несколько ценных документов мемуарного характера: набросок очерка К.Г. Паустовского «Путь академика Щусева» 1930-х гг.9 ; воспоминания архитектора А.М. Нечаева о работе с А.В. Щусевым и В.А. Щуко в 1908–1925 гг.10.

Можно не сомневаться, что изучение фондов государственных учреждений и общественных организаций – Комитета по делам искусств, ВХУМЕМАС–ВХУТЕИН, Союза архитекторов СССР, Комитета по Сталинским премиям и некоторых других, которые каталогизированы в незначительной степени, существенно увеличат количество документов нашем замечательном зодчем.

Мы не упомянули об изобразительных материалах, разбросанных по ряду фондов РГАЛИ: фотографиях Алексея Викторовича разных лет, его чертежах фасадов зданий, проектах жилых и общественных зданий в Ташкенте, Новосибирске, Иваново-Вознесенске, Тбилиси, Ташкенте, Великом Новгороде11, а также, что крайне любопытно, – эскизах костюмов и декораций к спектаклям МХАТ второй половины 1920-х годов, набросках портретов близких ему коллег (М.В. Бабенчикова, М.В. Нестерова).

Таким образом, РГАЛИ, не обладая отдельным самостоятельным фондом Алексея Викторовича Щусева, таит в своих собраниях ряд ценных источников, способных внести существенные уточнения в творческую судьбу нашего выдающегося соотечественника. Эти же материалы могут стать важным дополнением к документальной публикации о его жизни и творчестве, которой один из самых известных «москвичей поневоле» давно достоин.


1Подробнее см.: Произведения академика А.В. Щусева, удостоенные Сталинской премии. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. – 100 с.;

Хомутецкий Н.Ф. Из переписки А В. Щусева и И.А. Фомина. // Архитектурное наследство. 1959. № 9. C. 146–151;

Смолякова О.А. Праздник в городе. (О коллекции фотографий праздничного оформления Москвы 1932–1939 гг. Музея архитектуры им. А.В. Щусева). // Московский архив. 2002. Вып. 3. С. 565–570;

Субботин А.В. Русская Голгофа. Обретение храма: храмосоздатель Алексей Викторович Щусев (1873. Кишенев – 1949. Москва). // Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Вып. 5. 2006. С. 235–255;

Щусев Павел Викторович. Страницы из жизни академика А.В. Щусева / вступ. ст. И.М. Коробьина; Гос. музей архитектуры им. А.В. Щусева. М.: С.Э. Гордеев, 2011. 351 с.

Колузаков С.В. Творческий союз М.В. Нестерова и А.В. Щусева: Неизвестные работы. // Третьяковская галерея. Ежеквартальный журнал по искусству. N. 1 (38) /2013. С. 62–77;

Хаирова В.Ш. Алексей Щусев и театр. // Третьяковская галерея: ежеквартальный журнал по искусству. № 2 (55) /2017. С. 46–65;

Овсянникова Е.Б. А.В. Щусев и его соратники в борьбе за охрану в 1940-е годы: по материалам Н.Д. Виноградова. // Московское наследие. № 2 (56) /2018. С. 10–25;

Ионов А.С. Творческий путь архитектора А.В. Щусева. // Московские епархиальные ведомости. № 11 /2018. С. 82−87 и ряд др.

2Никольская Е.А. Архив семьи Щусевых. Дар Третьяковской галерее. // Музей и время: к 140-летию со дня рождения П.М. Догадина: материалы межрегиональной научно-практической конференции. 2 декабря 2016 года. Астрахань, 2017. С. 110–113; Евстратова М.В. Алексей Щусев и Третьяковская галерея. // Русское искусство № 4 (72) /2021. С. 14–21.

3РГАЛИ. Ф. 444. Оп. 1. Д. 1019; Ф. 561. Оп. 1. Д. 190; Ф. 1923. Оп. 1. Д. 2913; Ф. 698. Оп. 1. Д. 29; Ф. 769. Оп. 1. Д. 445; Ф. 815. Оп. 1. Д. 57; Ф. 869. Оп. 1. Д. 81; Ф. 938. Оп. 3. Д. 90; Ф. 2335. Оп. 1. Д. 196; Ф. 2701. Оп. 1. Д. 145; Ф. 2959. Оп. 1. Д. 38; Ф. 2094. Оп. 1. Д. 589; Ф. 3102. Оп. 1. Д. 1348 и др.

4РГАЛИ. Ф. 964. Оп. 3. Д. 66. Л. 1, 7.

5РГАЛИ. Ф. 1981. Оп. 1. Д. 171.

6РГАЛИ. Ф. 2326. Оп. 1. Д. 313.

7РГАЛИ. Ф. 2465. Оп. 1. Д. 837.

8РГАЛИ. Ф. 2466. Оп. 5. Д. 991; Оп. 8. Д. 341.

9РГАЛИ. Ф. 2119. Оп. 1. Д. 541.

10РГАЛИ. Ф. 2465. Оп. 1. Д. 837.

11РГАЛИ. Ф. 2606. Оп. 2. Д.430, л. 1, 6, 8; Ф. 3321. Оп. 1. Д. 178, 180 и др.

скачать программу конференции (PDF)