Список фондов

27 марта отмечается Всемирный день театров, учрежденный Международным институтом театра при ЮНЕСКО в 1961 году по инициативе Жана Кокто.

А для России, безусловно, одной из наиболее значительных юбилейных дат театрального мира является открытие 5 октября 1873 года по указу Екатерины II Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге – знаменитой Мариинки, 240-летие со дня учреждения которой отмечается в этом году.

Одним из ведущих композиторов и дирижеров Мариинского театра на протяжении более 50 лет (1863−1915; с 1869 года – главный дирижер театра) являлся Эдуард Францевич Направник, чей фонд хранится в РГАЛИ.

Уроженец Богемии, он родился 12 августа 1839 года в семье регента местного костела. Талант мальчика, замеченный еще в детстве, определил весь его жизненный путь. Получив образование в Пражской школе органистов, где учился у известных тогда мастеров Франтишека Блажека и Карла Франца Пича, в 1861 году Эдуард приезжает в Россию.

Уже спустя полтора года он начинает работать в Мариинском театре. Под управлением Направника оркестр театра приобрел качества профессионального и слаженного коллектива, постепенно завоевавшего авторитет на мировом уровне. Один из первых биографов композитора, В.Г. Вальтер, писал о том, что именно при Направнике в оркестре Мариинского театра укоренилась практика регулярных и постоянных репетиций. Всего под его руководством на сцене Мариинки было впервые поставлено 80 оперных представлений, среди которых были «Дон Жуан» В.А. Моцарта (первая опера Направника в Мариинском театре), «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и множество других. Из восьмидесяти поставленных опер 45 были написаны отечественными композиторами.

Искренне влюбившись в русскую культуру, своим самым близким автором чешский композитор признавал Михаила Ивановича Глинку, а любимой оперой – «Руслана и Людмилу». Однако чаще всего исполняемым произведением стала опера «Жизнь за Царя»: «В течении 50-ти сезонов (с 1863 по 1913 годы) мною продирижировано 4032 оперных представления, из которых на одну оперу “Жизнь за Царя” выпало около 500 представлений», − писал он впоследствии.

Находясь столь продолжительное время во главе музыкальной жизни Санкт-Петербурга, Эдуард Францевич получил репутацию великолепного мастера своего дела. К его мнению прислушивались и хотели у него учиться многие. Он был вхож в Императорский дом, а среди людей, которые пользовались его авторитетом, был, в том числе, и Петр Ильич Чайковский.

Эдуард Францевич скончался 10 (23) ноября 1916 года в Петрограде, оставив после себя наследие – великолепный оркестр одного из величайших театров мира.

* * *

К сожалению, документальное наследие Эдуарда Направника невелико. Его личный фонд в РГАЛИ числится под номером 810, составляя всего 13 единиц хранения. Эти материалы поступили на хранение из Государственного литературного музея в августе 1941 года; в декабре 1948 года они были пополнены документами из коллекции А.Е. Бурцева. Формирование фонда завершилось к 1950 году, однако затем в РГАЛИ поступило еще несколько документов. В частности, в 1961 году в фонд композитора был включен «Благодарственный гимн», написание музыки к которому Э.Ф. Направником было приурочено к 19-летию отмены крепостного права в России:

Благодарственный гимн
19 февраля 1880
Музыка Э. Направника

Приемля власть – наследье трона –
Ты ясной мыслью в даль прозрел,
Сознал, что скипетр и корона –
Труда и тяготы удел.

Но духом Ты не устрашился,
И, дав свой Царственный обет,
Ты, Царь, воистину трудился
И Русь хранил от гроз и бед.

Благотворя, освобождая,
И учреждая суд и строй,
Русь обновил ты. Жизнь иная
В ней мощно вызвана Тобой.

Препоны сняты вековые…
А там – среди Твоих знамен –
Луч счастья воссиял впервые
Для близких нам, родных, племен.

Живи же долго, Провиденьем
Хранимый в подвиге Твоем.
Тебе несем благодаренья,
Тебе и сердце отдаем.

(РГАЛИ. Ф. 810. Оп. 2. Ед.хр. 3)

В небольшом фонде Э.Ф. Направника наиболее примечательной является переписка, в том числе письма к великим князьям Константину Николаевичу, Андрею Николаевичу и Дмитрию Николаевичу. Первое из них, где дирижер поздравляет Великого князя с наступающим Новым годом, датируется 23 декабря 1881 года. Однако больше об истинной причине обращения к своему покровителю, говорит приписка Э.Ф. Направника о решении покинуть Русское музыкальное общество: «…сложил с себя звание как председательствующего директора Санкт-Петербургского Отделения Русского музыкального общества, так и Капельмейстера симфонических собраний … меня сломило тайное недоброжелательство и зависть» (РГАЛИ. Ф. 810. Ед.хр. 2).

В другом письме композитор предлагает заменить некоторые выбранные произведения для концертов Санкт-Петербургского женского Патриотического общества (которое тогда являлось достаточно влиятельной благотворительной организацией, учрежденной в 1812 году императрицей Елизаветой Алексеевной и просуществовавшей чуть более столетия), например, увертюру Р. Вагнера к «Фаусту», «Венгерскую рапсодию» Ф. Листа сочинениями русских авторов, поскольку «…последние более всего подходят к программе Патриотического общества» (РГАЛИ. Ф. 810. Оп. 1. Ед.хр. 6).

В третьем письме, датированным 4 января 1905 года, накануне Первой русской революции, Э.Ф. Направник сообщает Великому князю Дмитрию Николаевичу о возможности публикации нотных произведений одного из опекаемых им композиторов в Музыкальном издательстве Юргенсона.

Документы Э.Ф. Направника и связанные с ним материалы можно просмотреть в фондах Альбрехтов (ф. 693), Ф.И. Стравинского (ф. 874), П.И. Чайковского (ф. 905) и др.

Так, в фонде Альбрехтов хранится клавир оперы «Дубровский» 1894 года, подаренный Э.Ф. Направником Петру Карловичу Альбрехту.

В фонде П.И. Чайковского есть письмо Эдуарда Францевича к композитору от 9 марта 1881 года, где он дает совет по поводу распределения ролей: «Предлагаю Вам отдать ее [партию дьяка Мамырова] Стравинскому и в очередь − Тютюннику…» (последний являлся солистом Мариинского театра в 1886−1888 годах).

В фонде оперного певца Ф.И. Стравинского сохранилось несколько писем, в одном из которых раскрывается история создания литографии Э.Ф. Направника авторства знаменитого петербургского мастера Петра Федоровича Бореля. В письме дирижер предлагает Ф.И. Стравинскому встречу в салоне литографа: «Освободившись завтра до 111/2 час, я зайду за Вами около 11/2, чтобы вместе отправиться к г. Борелю. Весь Ваш Э. Направник 8/III 89 г.». Вероятно, выбор дирижера пал именно на П.Ф. Бореля, поскольку еще в 1857 г. литограф запечатлел М.И. Глинку – любимейшего композитора Э.Ф. Направника.

В фонде Сергея Эйзенштейна находятся эскизы декораций к I и IV действиям оперы Э.Ф. Направника «Дубровский», фотографии Э.Ф. Направника с дарственной надписью певице Елизавете Андреевне Лавровской (Церетелевой) (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед.хр. 845; Ф. 787. Оп. 2. Ед.хр. 2).

Хранятся в РГАЛИ и документы, связанные с исследованием творчества и жизни композитора – архивные выписки Б.В. Асафьева из документов Э.Ф. Направника, переписка с ним музыкантов. Одним из самых интересных документов в этом смысле являются воспоминания дирижера, записанные в форме ответов на вопросы сына − В.Э. Направника. Достаточно большой текст, датированный 28 июля 1916 года, освящает практически весь жизненный путь композитора от рождения, поступления на службу в оркестр князя Б. Юсупова и до начала ХХ в. Здесь же есть высказывания Э.Ф. Направника о его творческих контактах с П.И. Чайковским, А.Г. и Н.Г. Рубинштейнами, композиторами «Могучей кучки», встречах с императором Николаем II.

Несмотря на кажущееся малым количество документов в фонде Э.Ф. Направника они представляют перед исследователем хотя и неполную, но достаточно разнообразную информацию о жизни и деятельности одного из видных дирижеров и композиторов российской музыкальной сцены конца XIX−начала XX веков.

Н.А. Илюшин,
заведующий архивохранилищем РГАЛИ