Список фондов

Когда в небольшом болгарском селе Софиевка недалеко от Бердянска в семье купца второй гильдии города Ногайска, торговца и землевладельца Израиля Бродского появился на свет сын Исаак, никто и не предполагал, что он станет крупным живописцем, воспевавшим в своем творчестве тех радикальных политиков, которые сметут и купцов, и торговцев, и землевладельцев. Куда более объяснимой стала жизнь родной сестры Исаака – Раисы, родившейся 11-ю годами позже и ставшей после окончания Петербургской консерватории музыкантом.

Уже с пяти лет Исаак увлекался перерисовыванием и обрисовыванием чернилами узоров и виньеток из книг. Затем он стал рисовать все, что его окружало: лошадей, ветряные мельницы, избушки и др. В 6 лет его отдали учиться в Бердянское городское училище, где учитель рисования Н.Котляревский, заметив способности мальчика, стал заниматься с ним отдельно. Надо сказать, что любящие родители не стали препятствовать мечтам сына. Поэтому отец, понимая, что Исаак не унаследует его дело, хотел привить ему любовь к архитектуре. Училище мальчик окончил в 1896 году и поступил в Одесскую рисовальную школу, реорганизованную в 1898 году в училище. Это учебное заведение стремилось приобрести соответствующий статус и привлекало как талантливых преподавателей, так и одаренных учеников. Здесь обучали итальянец по происхождению скульптор Л. Иорини, художник К.К. Костанди, классом натюрморта руководил Г.А. Ладыженский.

Исаак во время учебы первоначально начал заниматься специально скульптурой, а затем принял окончательное решение стать художником. В училище он осваивал технику рисунка и впервые начал писать красками. Сохранились жанровые и пейзажные этюды этого периода, а также портреты натурщиков, сестры и др. Одновременно с Бродским в училище постигали азы живописи будущие известные художники Б. Анисфельд, Н. Альтман, М. Мартыщенко (Греков), его одноклассником был Давид Бурлюк.

Окончив в 1902 году Одесское художественное училище с медалью, Бродский уехал в Петербург, где без экзаменов поступил на испытательный курс Высшего художественного училища Академии художеств. Высокие отметки и премии за рисунки дали ему возможность всего через полгода в марте 1903 года перейти в мастерскую профессора И.Е. Репина. В его мастерской, в которой обучалось около 70 студентов, Бродский проучился до 1907 года. Позднее он вспоминал: «От Репина я воспринял не его манеру письма, а его отношение к искусству, любовь и серьезный подход к искусству как делу жизни»1 . Во время учебы будущий художник наряду с исполнением малых эскизов начал работать над большими композициями «Татарское иго» (1904), «Боярская эпоха» (1906) и др. В этот период на Бродского оказало влияние творчество Н.К. Рериха, М.А. Врубеля, Л.О. Пастернака, а также А.И. Куинджи и др. мастеров.

Волна революционных событий 1905–1907 годов сподвигла молодого художника к сотрудничеству с сатирическими журналами, где он создал более двухсот карикатур на политические и социальные темы, написал серию акварелей на тему революции. В 1906 году молодой художник, стремясь войти в число мастеров реалистической школы, написал картину «Красные похороны», посвященную похоронам жертв расстрела на Николаевской железной дороге. Бродский представил картину жюри Весенней выставки работ учащихся 1906 года, но цензура запретила ее экспонирование, а полиция подвергла аресту. Эта картина была возвращена автору из архива полиции только после 1917 года.

Однако этот эпизод никак не отразился на дальнейшей карьере мастера, и в ноябре 1908 года Бродский окончил с отличием Высшее художественное училище при Академии художеств и получил диплом на звание художника. В 1909–1911 годах в качестве пансионера Академии он дважды ездил за границу – по Германии, Франции, Испании и Италии, посетил на острове Капри А.М. Горького, где в 1910 году создал портрет писателя. За границей он познакомился с творчеством выдающихся художников прошлого и работами современных ему мастеров. Результатами поездок стали серии пейзажей, портреты.

С 1910 года художник систематически выставлял свои работы на выставках «Союза русских художников», «Мира искусства», передвижников, – сотрудничеству с этими объединениями он придавал особое значение. В 1911–1917 годы Бродский плодотворно работал на родине, писал портреты Ф.И. Шаляпина (1911), И.Е. Репина (1912), К.И. Чуковского (1915), членов своей семьи и многих других, в том числе исполнял заказные портреты; участвовал в выставках, на которых экспонировал ежегодно около тридцати работ. В 1913 году на Международной выставке в Мюнхене его пейзажу «Зима в провинции» была присуждена золотая медаль. В годы Первой мировой войны художник исполнял заказы на плакаты, афиши, написал картину «Мать и дитя» (1915), делал рисунки для журналов. Революционные события 1917 года Бродский, давно считавшийся признанным мастером, воспринял в качестве наблюдателя; по заказу одного из издательств исполнил портреты А.Ф. Керенского, ряда членов Временного правительства.

Существенные перемены в его жизни произошли в следующем году, когда И.И. Бродский в апреле 1918 года был избран в правление созданного Союза художников, стал членом Исполнительного комитета Наркомпроса по вопросам искусств, был привлечен к охране памятников, оформлению революционных празднеств в Петрограде, участию в конкурсе «Великая русская революция» (1919) и во многих петроградских выставках. Одновременно он начинает выступать и как теоретик, сотрудничая в журналах «Искусство и рабочий», «Пламя» и др. В 1924 году Бродский вошел в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), занявшую с середины 1920-х годов ведущее место в художественной жизни страны, и возглавил Ленинградский филиал АХРР.

В пореволюционные годы в творчестве Бродского главными становятся работы на историко-революционные и современные темы, среди которых особое место принадлежит образу В.И. Ленина. Художник сделал многочисленные зарисовки В.И. Ленина с натуры на митингах, заседаниях, на II и III Конгрессах Коминтерна (1920–1921). Он создал серию из 9-ти произведений, посвященных В.И. Ленину, сделавшую его имя широко известным в стране: «В.И. Ленин и манифестация» (1919), «Ленин на фоне Кремля» (1923), «В.И. Ленин в своем рабочем кабинете» (1924), «Ленин в Смольном» (1930) и др. Картина «Выступление В.И. Ленина на Путиловском заводе» (1926) была удостоена «Гран при» на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Многообразие жанров, в которых работал И.И. Бродский, и его творческая активность поражают. Художник являлся автором масштабных произведений: «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде» (1924), «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925), «Заседание Реввоенсовета» (1928), «Днепрострой» (1930) и др. В эти годы он продолжал рисовать пейзажи, портреты М.В. Фрунзе (1929), М.И. Калинина (1936) и др. При жизни состоялись выставки его работ в Ленинграде (1929, 1934), Москве (1934), Одессе (1934). Отдельные произведения художника демонстрировались в эти годы на выставках в Лондоне, Риме, Нью-Йорке, Венеции, Софии.

Помимо этого, художник преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде, был удостоен степени доктора искусствоведения (с 1939). А еще ему удалось собрать значительную коллекцию произведений русского и западноевропейского искусства. Также его перу принадлежат воспоминания «Мой творческий путь», вышедшие уже после его кончины, – в 1940 году. В 1934 году первым из художников И.И. Бродский был награжден орденом Ленина.

14 августа 1939 года Исаак Бродский ушел из жизни в возрасте 55 лет. Его похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде.

В РГАЛИ хранится личный фонд Исаака Ильича Бродского (ф. 2020, 362 ед. хр.). Опись 1 фонда составили документы из архива самого художника, которые поступили в ЦГЛА в 1953 году от его племянника Иосифа Нафтальевича Бродского. В дальнейшем фонд пополнялся отдельными документами, составившими 2-ю и 3-ю описи (25 и 15 ед. хр.). Хронологически документы охватывают период с 1900 по 1948 год.

Творческие материалы художника представлены рукописями статей, докладов, заметок, воспоминаний о К.Е. Ворошилове, С.М. Кирове, Г.К.Орджоникидзе, И.Е. Репине, некрологами А.М. Горького, И.Я. Гинзбурга, автобиографическими очерками «Как я рисовал Ленина», «Встреча с Горьким» (1936, 1938) и др. Большинство рукописей – машинопись, ряд из них имеют правку автора, тексты выступлений – черновые автографы на разрозненных листах.

Сохранился черновик письма И.И. Бродского к М.И. Калинину (1934), письма художника в различные учреждения и организации по вопросам художественной и общественной деятельности. Среди корреспондентов И.И. Бродского – Л.П. Берия, К.Е. Ворошилов, И.Е. Репин, А.М. Герасимов, Э.Ф. Голлербах, Е.Е. Лансере, К.А. Федин, Ю.А. Шапорин и др.

Наиболее полно представлены биографические документы художника – это аттестат и диплом, выданные Художественным училищем Одесского общества изящных искусств и Академией художеств И.И. Бродскому об окончании училища и о присвоении ему звания художника (1902, 1908); многочисленные удостоверения, мандаты, билеты на право входа на различные заседания, анкеты Московского областного Союза советских художников и отдела виз и регистраций управления милиции, заполненные И.И. Бродским (1936 и б.д.), письма музеев по вопросам приобретения картин; материалы о работе И.И. Бродского по организации в Бердянске городского музея и картинной галереи (1930–1938), о работе художника в Ленсовете (1932–1937), Ленинградском и Московском областных союзах художников (1932–1939), во Всероссийской Академии художеств и Институте живописи, скульптуры, архитектуры ВАХ (1933–1939); списки русских художников и их картин, приобретенных И.И. Бродским для своей коллекции, для Русского музея; договоры и переписка с издательствами, документы о праздновании его юбилеев и др.

Интерес представляют фотографии В.И. Ленина, В.М. Молотова, М.И. Калинина, К.Е. Ворошилова, фотоснимки демонстраций, субботников, собранные художником для работы над портретами и картинами. Сохранились фотографии И.И. Бродского, индивидуальные и с А.М. Горьким.

В альбоме И.И. Бродского с отзывами о картине «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде» его учитель И.Е. Репин сделал 13 июля 1926 года следующую запись: «Это колоссальный труд и выполнение такой сложной композиции – мы знаем их – редкость. Только Рафаэлю удалось в “Диспуте” выйти из этой колоссальной задачи. Недаром Бродский так похож на Рафаэля, и лицом, и кистью, – он так совершенно похож2».

Отдельные документы И.И. Бродского хранятся в других фондах архива, среди них наибольшую ценность представляют 4 подлинных рисунка художника 1918 года в альбоме писателя, художника и издателя Николая Георгиевича Шебуева (1874–1937) – портрет Н.Г. Шебуева, два портрета А.С. Грина и пейзаж (1918) (Ф. 1839).

Имеются также воспроизведения работ художника – фотографии с картины «Лето» (1900-е) и портрета Д. Рида (1920), репродукция портрета матери И.В. Сталина – Е. Джугашвили (1927), плакат «В.И. Ленин» (1933), литографии с портрета С.М. Кирова (1934, 1935).

Л.Н. Бодрова,
начальник отдела РГАЛИ

#ИсаакБродский#АкадемияХудожеств#Коминтерн #Живопись#Ленин#Репин#РГАЛИ#АрхивныеДокументы



1 И.И. Бродский. Мой творческий путь. 2-е изд. Л., 1965. С. 36.
2 РГАЛИ. Ф. 2020. Оп. 1. Ед. хр. 49.