8 февраля 2024 года в России отмечается 300-летие со дня основания Российской академии наук. 28 января (8 февраля) 1724 года Петр I издал именной указ «Об учреждении Академии и о назначении для содержания оной доходов таможенных и лицентных, собираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбуга».
По случаю юбилея отечественной науки мы расскажем о некоторых страницах из истории Института истории искусств Отделения истории и философии Академии наук СССР, ныне − Государственном институте искусствознания, документы которого хранятся в нашем архиве в фонде № 2465.
Институт истории искусств Академии наук СССР был учрежден 9 февраля 1944 года, в год 220-летия Академии наук. С этого момента и до 1960 года руководителем научного учреждения был выдающийся художник, академик Игорь Эммануилович Грабрь (1872–1960). Главной задачей института стало всеобъемлющее изучение всех видов отечественного и мирового искусства.
В составе учреждения существовало пять секторов − по видам искусства: архитектуры, живописи и скульптуры, музыки, театра и художественной реставрации. Несколько позже, в 1947 году, был создан сектор кино.
За первые шестнадцать лет работы Института им был осуществлен целый ряд значительных проектов, ставших настоящей вехой в истории отечественного искусствоведения. Так, в 1953 году увидел свет первый том многотомного труда «История русского искусства»; антология содержала 13 томов, выпущенных в 1953-1969 годах, и охватывала отечественное искусство от времени древнеславянских племен до начала Великой Отечественной войны.
В 1953 же году было опубликовано колоссальное по значимости 2-томное издание «Римский-Корсаков Н.А. Музыкальное наследство. Исследования, материалы, письма».
В 1952 году исполнилось 500 лет со дня рождения Леонардо да Винчи, и Институт истории искусств в качестве одного из ведущих институтов принимал участие в организации юбилейных торжеств. В РГАЛИ хранятся материалы организации сессии Академии наук СССР 22−23 апреля 1952 года в Доме ученых, где чествовался итальянский гений (ф. 2465, оп. 3).
Институт истории искусств АН СССР стал значимой частью советской гуманитарной науки, − в том числе благодаря существенной работе руководства по совершенствованию собственной структуры и твердой позиции в отстаивании новых исследовательских направлений. Так, в РГАЛИ хранится справка И.Э. Грабаря о предполагавшейся реорганизации Института (ф. 2465 оп. 3), согласно которой почти все секторы Института должны были «пополнить» другие организации: Ленинградский институт театра и музыки, Академию художеств СССР, Академию архитектуры СССР, а во ВГИК предлагалось передать сектор истории кино. В то же время, сектор марксистско-ленинской эстетики хотели объединить с таким же сектором Института мировой литературы им. А.М. Горького.
И.Э. Грабарь выразил несогласие с этими изменениями, поскольку, по его мнению, Институт истории искусств Академии наук СССР должен был осуществлять именно комплексное изучение искусства, а не отдельных его частей.
Безусловно, авторитет трудов и пиетет перед личностью Игоря Эммануиловича сыграл не последнюю роль в том, что Институт истории искусств сохранил свою целостность − как крупный центр отечественного искусствоведения. Вместе с тем, сразу же после кончины И.Э. Грабаря, в 1961 году, Институт истории искусств был в полном составе передан из ведения Академии наук СССР в ведение Министерства культуры СССР.
Под руководством Министерства культуры СССР и по сей день Государственный институт искусствознания продолжает плодотворную деятельность по изучению отечественного и зарубежного искусства.
***
Документы Института истории искусств Академии наук СССР были переданы Министерством культуры СССР в 1964 году. На сегодня в РГАЛИ хранится три описи Института, включающих в себя более 3700 единиц хранения.
В состав фонда входят делопроизводственные документы, материалы о научной жизни института (стенограммы и протоколы заседаний и др.), однако особое место в составе фонда занимают рукописи научных работ сотрудников института, среди которых имеются не только работы И.Э. Грабаря, но и других виднейших советских искусствоведов – Б.Р. Виппера, С.Н. Дурылина, Ю.В. Келдыша, В.Н. Лазарева, Т.Н. Ливановой, композиторов Р.М. Глиэра, Д.Б. Кабалевского и др.
Н.А. Илюшин,
зав. архивохранилищем РГАЛИ