Список фондов

Издательством «Советский писатель» в 1960 году был начат выпуск уникального научно-просветительского издания – альманаха «Пути в незнаемое: Писатели рассказывают о науке». Сборник пользовался широкой популярностью у читателей и был посвящен проблемам современной науки и ее творцам. На его страницах печатались многие известные писатели – Л.Э. Разгон, Ю.Г. Вебер, М.С. Шагинян, М.И. Алигер, А.А. Аграновский, Д.С. Данин, В.Д. Берестов, а бессменным руководителем на протяжении долгого времени был кинодокументалист, один из ветеранов советской очеркистики и создателей научно-художественной литературы, Борис Николаевич Агапов, 125-летие которого отмечается 19 февраля.

Детство и юность Бориса Агапова прошли в Тифлисе. После окончания с золотой медалью гимназии юноша по решению отчима должен был стать инженером, чтобы «пробить себе путь в жизни», но в знак протеста, ушел из дома. Учился на философском факультете Тифлисского университете и одновременно работал – давал частные уроки, был лакеем, землекопом, парикмахером мулов при английских обозах.

После установления советской власти в Грузии получил назначение редактором «Плакатного вестника» РОСТА, потом ответственным секретарем Кавбюро РОСТА. В своей автобиографии Б.Н. Агапов писал: «Как это было возможно – мне до сих пор неясно, ибо я был совершенно темный политический человек. Скорее всего, это произошло потому, что слишком уж мало было в то время, да еще в Тифлисе, грамотных литературно людей. Я хотел в Москву, и это наконец сбылось. Кавбюро дало мне какую-то непонятную командировку, мать – десятирублевый золотой, и я поехал».

Жизнь впроголодь, бездомность, случайные заработки – такими оказались первые годы жизни в Москве. Несмотря на все трудности, Б.Н. Агапов учился в Высшем литературно-художественном институте имени В.Я. Брюсова, запоем читал философов, писал стихи, увлекся поэзией конструктивистов.

И все же эпоха первых пятилеток, волнующая атмосфера индустриального преображения страны на рубеже 1920-х – 1930-х годов не смогли не захватить молодого поэта. Отказавшись от поэтического творчества, оставив множество общественных постов и нагрузок в писательских организациях, Б.Н. Агапов поступил спецкором в газету «За индустриализацию». Новый период в жизни стал для него временем яростной и восторженной работы. Описывая работу инженеров, ученых, изобретателей, поэтизируя науку, писатель все более ясно осознавал, что документальная проза и боевая публицистика и есть то, чем он должен заниматься.

Его очерки тех лет, собранные впоследствии в отдельную книгу – «Технические рассказы» – были высоко оценены А.М. Горьким. Именно слова великого писателя в письме к молодому очеркисту предопределили его дальнейшую творческую судьбу: «Техника – не место для романтики? Но вещество превращается посредством включения в него человеческой энергии, а она всегда достойна похвал и удивления, достойна любви, – писал Горький, – […] Пора учиться думать о взаимоотношениях вещества и существа».

Именно тогда основной темой творчества Б.Н. Агапова стала наука и техника; им был создан ряд талантливых произведений, стоявших у истоков нового жанра советской прозы – научно-художественной литературы.

В 1937 году параллельно с литературным творчеством Б.Н. Агапов вступил в новую для себя область искусства – кинематограф. Выступая в качестве сценариста и автора текстов, участвовал в создании ряда фильмов, обошедших многие экраны страны. Среди них «Страна Советов», «Линия Маннергейма», «Иран», «Урал кует победу», а за картины «Возрождение Сталинграда» и «День победившей страны» писатель удостоился двух Сталинских премий I степени.

Без малого пятнадцать лет журналист Б.Н. Агапов работал в редакции легендарных «Известий». Как спецкор издания побывал на фронтах Великой Отечественной, а после окончания войны, был командирован газетой в Японию в составе делегации представителей советского искусства во главе с К.М. Симоновым.

В послевоенные годы писатель вновь обратился к документалистике. Он избирался председателем секции очерка и публицистики Московского отделения СП РСФСР. Вместе с писателем Б.А. Галиным возобновил издание альманаха «Год революции…», основанного М. Горьким. Будучи делегатом писательских съездов, Б.Н. Агапов выступал с защитой и критикой художественно-документальной литературы, состоял в редколлегиях журнала «Новый мир» и «Литературной газеты». Его активная работа тех лет способствовала значительному росту изданий сборников и очерковых книг, ввела в литературу ряд новых писательских имен, ставших впоследствии известными авторами – А.П. Злобин, Г.И. Кублицкий, В.А. Аграновский, И.И. Ирошникова и др.

Своим широким кругозором и огромными знаниями во многих областях писатель вызывал всеобщее уважение у коллег по цеху. К.М. Симонов в письме начальнику Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) Г.Ф. Александрову, предлагая назначить Б.Н. Агапова заведующим отделом науки в журнал «Новый мир», писал: «В качестве заведующего отделом науки я бы рекомендовал Бориса Агапова. Сначала я думал о том, что эту работу должен вести кто-нибудь из молодых ученых, но тогда она может стать однобокой, а Агапова я могу с чистым сердцем рекомендовать как человека, среди литераторов более всего интересующегося наукой и техникой, проведшего все пятилетки на новостройках и знающего чуть ли не каждую из них; он имеет огромный запас сведений и буквально неисчерпаемый круг знакомств в научном и техническом мире. Кроме того, он сам по себе давний и упорный энтузиаст популяризации науки. Мне кажется, это было бы очень подходящей кандидатурой» (Симонов К. Из писем Константина Симонова. Вступительная заметка, публикация и комментарий Л. Лазарева / К. Симонов, Л.И. Лазарев // Вопросы литературы. 1982. № 5. C. 108).

С конца 1950-х годов предметом трудов Бориса Николаевича вновь стала научно-художественная литература. Б.Н. Агапов считал этот жанр труднейшим, «ибо он требует не только литературного таланта, но и серьезной работы по изучению научных проблем». В своей жизни писатель был свидетелем многих побед отечественной науки, встречался с академиками П.И. Капицей, Н.Н. Семеновым, В.А. Каргиным, А.Е. Арбузовым и др. Его многолетний труд на этом поприще достойно увенчала книга «Взбирается разум», вышедшая в свет за год до его кончины и повествующая о природе научного творчества, о месте художника в рождении новых идей.

* * *

Личный фонд писателя Б.Н. Агапова (Ф. 1004), хранящийся в РГАЛИ, содержит материалы раннего периода его творчества. Фонд поступил в 1941 году из Государственного литературного музея и содержит 10 единиц хранения. Среди документов – машинопись стихотворений и статей писателя в бытность его участия в поэтической группе конструктивистов начала 1920-х годов.

Более полное представление о литературной и общественной деятельности писателя можно получить, обратившись к фондам учреждений: в фонде Государственного издательства кинематографической литературы собраны аннотации, сценарии, дикторские тексты ко многим документальным фильмам Б.Н. Агапова («Возрождение Сталинграда», «Страна Советов», «Освобожденная Чехословакия», «Самолеты идут на фронт», «Урал кует победу» и др.); очерки, рецензии, тексты выступлений писателя на Пленумах правления СП СССР, заседаниях секции очерка и публицистики, в редакции «Литературной газеты» представлены в фондах СП СССР, редакций «Литературной газеты» и журнала «Новый мир». В личных фондах К.Л. Зелинского (ф. 1604), К.М. Симонова (ф. 1814), Л.Э. Разгона (ф. 3103), Д.С. Данина (ф. 3149) отложилась их обширная переписка с Б.Н. Агаповым, фотографии и статьи о нем.

Г.И. Терехова,
главный специалист РГАЛИ