«Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей родины, и для всего мира. <…> Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть», – так писал Н.А. Бердяев в книге «Самопознание». Этим произведением философ открыл самобытный стиль биографии – историю духа и самосознания.
Жизнь Н.А. Бердяева была мятежной и полной борьбы – с собой, обстоятельствами и окружающим миром. Мужчины рода Бердяевых были военными, среди женщин встречались монахини. Отец, Александр Михайлович Бердяев, служил кавалергардским офицером, а затем стал киевским уездным предводителем дворянства. Мать – Алина Сергеевна, урожденная княжна Кудашева (наполовину француженка), получила французское воспитание и образование, читала, писала и молилась по-французски. По признанию Николая Бердяева, он смолоду много читал и рано задумывался над смыслом жизни. Из людей, окружавших его в детстве, особенно запечатлелся образ няни: «Для многих русских бар няня была единственной близкой связью с народом». Потомок военных, Бердяев в 1887 году был зачислен в Киевский кадетский корпус. Не испытывая тяги к военному делу, в 1894 году он поступил в Киевский университет, из которого его исключили за социал-демократические взгляды; затем последовала ссылка в Вологду и Житомир, откуда он вновь вернулся в Киев.
Особым годом стал 1904-й: Бердяев женился на Лидии Юдифовне Трушевой, с которой оставался до конца своих дней. Переехав из Киева в Петербург, вошел в редакцию религиозно-общественного журнала «Новый путь». Немалую роль в судьбе Николая Александровича сыграло знакомство с философами Львом Шестовым и Сергеем Булгаковым, а также писателями и поэтами Серебряного века. Итогом кипучей умственной жизни тех лет стало участие в сборнике «Вехи», сборниках издательства «Путь», выпуск книги «Новое религиозное сознание и общественность».
Мировоззрение Николая Бердяева пережило несколько «перевоплощений»: марксист вначале, затем он последовательно прошел путь от социал-демократа, потом кадета, закончив его религиозным философом. Обостренное чувство индивидуальности и справедливости, осознание происхождения души как акта «ниспадания» из высшего мира в низший, привели его к философии персонализма и экзистенциализма. Говоря о Бердяеве как мыслителе, чаще всего применяют эпитет «философ свободы». Название книг подтверждают это: «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Философия свободного духа». Крещеный в православии, Бердяев был самобытным христианином: «Моя христианская вера не есть вера бытовая, традиционно полученная по наследству, она есть вера, добытая мучительным опытом жизни, изнутри, от свободы».
Русские революции 1905 и 1917 годов он воспринял как подлинный философ. Темой его книг стала философия русской истории: «Судьба России», «Духовные основы русской революции», «Истоки и смысл русского коммунизма». В последней Бердяев дает характеристику коммуниста: «Лучший тип коммуниста, т.е. человека, целиком захваченного служением идее, способного на огромные жертвы и на бескорыстный энтузиазм, возможен только вследствие христианского воспитания человеческих душ, вследствие переработки натурального человека христианским духом».
В первые послереволюционные годы Бердяев находится в круговороте идей и событий. В начале 1918 года у него на квартире возникла Вольная Академия духовной культуры (ВАДК), просуществовавшая до 1922 года. В 1920 году он стал профессором Московского университета, читал курсы лекций о миросозерцании Федора Достоевского и о философии истории на историко-филологическом факультете, публичные лекции в Политехническом музее. Николай Александрович стал действительным членом Вольной философской ассоциации, одним из учредителей «Лиги русской культуры», членом экуменического «Общества соединения церквей».
Все резко изменилось в 1922 году. Бердяев, находившийся в мировоззренческом конфликте с советским руководством, был обвинен в антисоветской деятельности, арестован, а затем выслан за пределы России. Эмиграция в Германию, а затем во Францию, однако, не заставила его отвернуться от Родины. Наоборот, творчество философа стало еще ближе к судьбе Россией и ее религиозным традициям. Он познакомил Европу с православием, коммунизмом и даже анархизмом. Одну из главных задач, которую поставил перед собой Бердяев, он сформулировал в письме к писательнице и деятелю конституционно-демократической партии А. В. Тырковой-Вильямс: «Прежде всего, хочется Вам сказать, что я считаю своей миссией за границей – по мере сил отвлекать русских от исключительной поглощенности политикой и мелочной борьбой разных политических групп и обратить их к духовной жизни и к духовным интересам».
Именно в эмиграции идея наступления эпохи «нового Средневековья», появившаяся в конце XVIII века в творчестве немецкого натурфилософа, писателя и поэта фон Харденберга, публиковавшегося под псевдонимом Новалиса, получила продолжение в одноименной работе Н.А. Бердяева, изданной им в 1924 году в Берлине. Книга «Новое Средневековье», по свидетельству супруги Л.Ю. Бердяевой, стала очень популярной на Западе и была переведена на французский, английский, немецкий и испанский языки. Главной мыслью труда философа была, пожалуй, та, что в обществе «Нового Средневековья» будет доминировать духовная аристократия, «и личности с большим онтологическим весом, с большей одаренностью и годностью должны занять подобающее место в жизни». Люди, по мнению Бердяева, должны группироваться не по политическим взглядам, а по сферам творчества и труда.
Идеализм? Возможно. Однако популярность концепции «возвращения Средних веков» Бердяева повлияла на Западе на развитие философии, истории, литературоведения, искусствоведения, социологии, политологии. Откликом на идеи русского философа можно считать эссе писателя и ученого Умберто Эко «Средние века уже начались» и книгу математика, инженера компьютерных систем, футуролога Роберто Вакка «Ближайшее средневековое будущее. Упадок больших систем».
Узор судьбы Н. А. Бердяева яркий, сложный, похожий на арабеску, в которой переплелась судьба одного из самых известных философов ХХ века с судьбой России. Биографическую книгу «Самопознание» Бердяев начал в 1940 году в оккупированном немцами Париже, а закончил в 1947-м, когда началось новое противостояние сверхдержав. За свою жизнь Н. А. Бердяев написал сорок три книги и более пятисот статей. В 1942-1948 годах философ и писатель был семь раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. В 1947 году он был отмечен званием почетного доктора богословия Кембриджского университета. Умер Бердяев за своим письменным столом в Кламаре от разрыва сердца, во время работы над книгой «Царство Духа и царство Кесаря».
* * *
Архив русского философа Николая Александровича Бердяева поступил в ЦГАЛИ СССР (РГАЛИ) в 1960 году из советского посольства в Париже, куда он был передан родственницей Бердяева – Евгенией Юдифовной Рапп. Интересные подробности о передаче архива рассказал ветеран советской разведки Василий Николаевич Окулов1. В беседе с Е.Ю. Рапп он узнал, что после победы СССР над гитлеровской Германией Бердяев решил, что времена меняются к лучшему, и он может передать свой архив в Институт русской литературы Академии наук СССР. Бумаги были упакованы в семнадцать больших коробок и отданы на хранение в Национальную библиотеку Парижа с правом востребования законными наследниками Н.А. Бердяева. Единственной его законной наследницей, после смерти супруги философа Лидии, осталась ее сестра Евгения Рапп, желавшая исполнить волю Николая Александровича. Изначально архив философа планировалось передать в Пушкинский дом. Однако в итоге документы попали в РГАЛИ.
Е.Ю. Рапп вернула архив Бердяева на Родину, тщательно разобрав его: рукописи были систематизированы, письма разобраны по адресатам, трудночитаемые автографы снабжены копиями. Архив философа сначала поступил в отдел секретных фондов ЦГАЛИ, но достоянием исследователей стал только в сентябре 1988 года.
Фонд Н. А. Бердяева (ф. 1496) насчитывает 1007 ед. хр. за 1870-е – 1954 годы. Материалы фонда отражают как дореволюционную научную и литературную деятельность Бердяева, так и философские работы времен эмиграции (в основном автографы). Основу фонда образуют 267 единиц рукописей. Среди них не только автографы философских работ, но и автобиографии. Две рукописи книг, неизданные ранее, были подготовлены РГАЛИ и опубликованы2. Также в фонде Н.А. Бердяева хранятся курсы лекций и семинаров, прочитанные им в Религиозно-философской академии, доклады на конференциях «Союза христианской студенческой молодежи», «Лиги православной культуры», на философских конгрессах. Хорошо представлены статьи и рецензии за 1905–1948 годы.
Среди документов большое место занимает переписка на русском, английском, французском и немецком языках – это 594 ед. хр. В числе корреспондентов Н.А. Бердяева были его близкие (жена Л.Ю. Бердяева и свояченица Е.Ю. Рапп), философы и богословы Л. Шестов, В.Н. Ильин, отец Сергий Булгаков, С.Л. Франк, Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин, Г.П. Федотов, А. Бергсон, Г. Марсель, О. Шпенглер, писатели З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, М.А. Осоргин, З.А. Шаховская, а также служители церкви, политические деятели, публицисты, издатели и журналисты. К Бердяеву обращались и простые люди самых разных профессий и званий, русские и иностранцы, интересовавшиеся произведениями философа.
В материалах фонда имеются личные документы Н.А. Бердяева: свидетельство о дворянстве, крещении, об обучении в Кадетском корпусе и Киевском университете, заграничный советский паспорт, удостоверения, выданные за границей. В фонде отложилось небольшое количество фотографий Н.А. Бердяева: индивидуальные и вместе с матерью А.С. Бердяевой, с супругой, в группе с Л.П. Карсавиным и С.Л. Франком и другими. Среди изобразительных материалов находятся фотографии кабинета и дома Н.А. Бердяева.
Помимо документов самого философа в фонде хранятся материалы жены и ее сестры Е.Ю. Рапп. Дневник Л.Ю. Бердяевой за 1934-1945 годы был опубликован3.
Документы, связанные с именем Н.А. Бердяева, хранятся и в других фондах РГАЛИ. Например, личное дело за 1922 год в фонде Государственной академии художественных наук (ф. 941, оп. 10, ед. хр. 50), его письма Василию Васильевичу Розанову (ф. 419, оп. 1, ед. хр. 365), Евгению Васильевичу Аничкову (ф. 1008, оп. 2, ед. хр. 53), Михаилу Андреевичу Осоргину (ф. 1464, оп. 1, ед. хр. 307) и другим адресатам.
Ю.В. Маслова,
главный специалист РГАЛИ
1 - Окулов В.И. Явка до востребования / В.Н. Окулов. М. Вече, 2013. 336 с.
2 - Бердяев Н. Духовные основы русской революции: Опыты 1917–1918 гг. / Российский христиан. гуманитар. ин-т, Федеральная архивная служба России, РГАЛИ; сост., подгот. текста и коммент. Е.В. Бронниковой. СПб.: изд-во РХГИ, 1999. 432 с.; Бердяев Н.А. Из архива философа. Т. 1: Истина и откровение. Пролегомены к критике откровения / Российский христиан. гуманитар. ин-т, Федеральная архивная служба России, РГАЛИ; сост., подгот. текста и коммент. Е.В. Бронниковой; послесл. В.Г. Безносова. СПб.: изд-во РХГИ, 1996. 383 с.
3 - Бердяева Л.Ю. Профессия: жена философа: [Дневники] / РГАЛИ; Сост., предисл. и коммент. Е.В. Бронникова. М.: Молодая гвардия, 2002. 262 с.