Список фондов

ФИО персоны

Кол-во фондов (фондо-
образователь)

Кол-во ед.хр. (автор)

Кол-во ед.хр. (персона)

Детальный просмотр

Карев Алексей Еремеевич

0

1

1

СВЕДЕНИЯ
Художник, педагог.Родился в селе Шиловка Сердобского уезда Саратовской губернии в крестьянской семье. В 1891г. бросил школу и начал работать на мукомольной паровой мельнице. В 1895г. приехал в Саратов и поступил в иконописную мастерскую. Работал в железнодорожном депо, затем - маляром. В 1896г. поступил в мастерскую художника Ф.М.Корнеева, а через полгода - в Боголюбовское рисовальное училище, в котором учился у В.В.Коновалова и которое окончил в 1898г. Видимо, тогда же он посещает студию общества любителей изящных искусств, возглавляемую Г.П.Сальвини-Баракки. Работы Карева саратовского периода не сохранились. Затем поступил в Пензенское художественное училище, где учился 3,5 года у К.А.Савицкого. В 1901г. ушел из Пензенского училища и приехал в Киев, поступил в частную художественную школу. В Киеве он сближается с кружком в котором были такие художники, как А.А.Экстер и В.Д.Фалилеев. В 1903г. он приехал в Петербург. Вместе с А.Т.Матвеевым, знакомым еще по Саратову, и несколькими художниками организует свободную товарищескую мастерскую без руководителя и работает в ней в течение 4 лет. Одновременно изучает коллекцию Эрмитажа, неоднократно ездит в Москву, где знакомится с собранием картин С.И.Щукина. В 1908г. Карев принял участие в выставках "Венок" в Петербурге и "Золотое Руно" в Москве, а также выступал в качестве экспонента на выставке "Золотое Руно" в в Москве в 1909г. В этот период произведения Карева отличаются символико-аллегорическим характером. В 1911г. Карев впервые экспонирует свои произведения на выставке объединения "Мир искусства", затем участвуя в выставках "Мира искусства" на протяжении ряда лет: в 1913г. в Киеве, в 1915, 1916, 1917, 1918гг. в Петрограде. Официально членом объединения "Мир искусства" Карев становится в 1917 г. В 1910-е годы Карев основное внимание уделял не столько на изучении цвета, сколько на совершенствовании композиции и рисунка, познания закономерности построения формы. Основную часть работ, написанных в данный период составляют не символико-аллегорические композиции и пейзажи, а натюрморты. Среди которых: "Кувшин с цветами и футляр балалайки" (1915), "Натюрморт с поленом" (1916), "Цветы в зеленой вазе" (1916),"Цветы в горшке" (1921). Участие Карева в выставках "Мира искусства" впервые привлекло серьезное внимание критики к его работам. С.Маковский, один из критиков журнала "Аполлон", а также А.Н.Бенуа считали Карева "одним из самых наших вдумчивых и даровитых художников". Наряду с натюрмортами в 1910-е гг. Карев создал интересные пейзажи: "Пейзаж.Этюд".(1914), "Зимний городской пейзаж"(1915), "Городской пейзаж" (1917) и др. С 1920-х гг. тема города стала главной в его творчестве. Выбор натуры, как правило, ограничен Васильевским островом. Многие пейзажи написаны из окна его квартиры, находившейся в здании Академии художеств, откуда открывался вид на Андреевский рынок. Часть пейзажей написана из окна общежития на набережной Красного флота в Ленинграде. В начале 1920-х Карев создает картины "Панно. Девушка в голубом" (1922) и "Панно. Девушка в красном"(1922). Тематические картины немногочисленны: "Демонстрация 1 мая" (1926),Демонстрация у завода" (1926). В 1918г. по указанию А.В.Луначарского Карев был назначен комиссаром реорганизованных Академии художеств и Высшего художественного училища. Заведует административно-хозяйственной и политической частью. Руководит мастерской живописи. Избран профессором. 1918-1919гг - член коллегии отдела изобразительных искусств при Наркопросе и заведующий педагогической секцией при Коллегии. В 1918г. публикуется одна из первых работ Карева по художественному образованию- "Тезисы о художественном образовании" ("Вестник Наркомпроса", 1918, №2) В 1919г. командирован по делам отдела изобразительных искусств в Саратов и Пензу для организации художественных школ. В 1920-1921гг. утвержден Уполномоченным Саратовских Государственных свободных художественных мастерских. В Саратове разработал проект оформления Дома-памятника в честь II Конгресса III Интернационала. В 1921-1922гг. руководил мастерской в Художественно-технических мастерских (б.училище А.Л.Штиглица). С 1922г. с небольшими перерывами преподавал в Академии художеств- Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Утвержден в звании профессора. В 1926г. экспонировал свои произведения на выставке "4 искусства". Стал членом этого объединения. Автор книг: "Законы цвета применительно к живописи", "Об основных положениях станковой живописи". В 1929г. был командирован на Государственную электростанцию. Выполнил ряд эскизов. В 1934г. по заказу Ленсовета написал картину "Нева". В 1936-1937гг преподавал в средней школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Занимается просветительской деятельностью: читал лекции в Ленинградском клубе художников, Выступает с лекциями в Казани, куда был приглашен Союзом художников этого города в 1930-егг. Влокадном Ленинграде умер от голода. Похоронен в братской могиле на Пискаревском кладбище.