Список фондов

ФИО персоны

Кол-во фондов (фондо-
образователь)

Кол-во ед.хр. (автор)

Кол-во ед.хр. (персона)

Детальный просмотр

Экстер Александра Александровна

0

18

3

СВЕДЕНИЯ
Родилась в чиновничьей семье. В 1901 г. стала посещать занятия в Киевском художественном училище. В 1903 г., выйдя замуж за адвоката Н.Е. Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром киевского авангардного искусства. В 1907 уехала в Париж, где училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер". В Париже познакомилась с представителями современного французского искусства – Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами. В 1908-14 жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими "левыми" художниками. Была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В.А.Издебского в Одессе (1909/10,1911), "Венок-Стефанос", "Треугольник" в Петербурге (1910), "№ 4" в Москве (1914). В 1910 г. вступила в "Бубновый валет", участвовала в его выставках; в 1913 г. стала членом "Союза молодежи". В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку "Кольцо". В 1914 вернулась из Парижа в Москву и приняля приглашение Таирова работать в Камерном театре. 1916 - "Фамира Кифареда" 1917 - "Саломея". В 1917 открывает школу в Киеве. В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т.д.), закладывая основы «ар деко», универсально охватывающего жизнь, но свободного от жесткой социологичности и тотального утопизма постреволюционного «производственного искусства». Вольное игровое начало царит в ее работах 1920-х годов (модели тканей и одежды; оформление спектаклей Камерного,Художественного и др. театров; эскизы костюмов к фильму Аэлита Я.А. Протазанова, 1923). Выехав в командировку в Италию, с 1924 осталась за границей, поселившись в Париже. Плодотворно занималась театральным искусством (балетные постановки Б.Г. Романова, Б.Ф. Нижинской и Э.Э.Крюгер, 1924–1930), создавала марионетки, принимавшие вид динамической «скульптоживописи» (1926), детские книжки-картинки (1936–1938), декоративные ширмы и керамику. Большую часть жизни активно преподавала (в собственных студиях в Киеве и Париже, а также в парижской Академии современного искусства и ателье М.Франкетти). Умерла Экстер в Фонтене-о-Роз под Парижем. 1921 - "Ромео и Джульета", "Смерть Тарелкина" 1922 - "Федра" 1924 - фильм Якова Протазанова "Аэлита" 1926- работала над коллекцией марионеток (вместе с Нехамой Шмушкович) 1927 - оформление берлинской квартиры танцовщицы Эльзы Крюгер 1930 - коллекция трафоретов Выставлялась за рубежом: в Салоне Независимых, на Интернациональной свободной футуристической выставке (1914). В 1915 г. примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. В это же время она проявила интерес к прикладным искусствам, использовав кубистические формы для создания бытовых вещей. Работала в Московском Камерном театре: росписи вестибюля театра и занавес, оформление драм. В послереволюционные годы преподавала: в 1918 г. – в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве, в 1921 – 22 гг. – в московском Вхутемасе. В 1920-х гг., обратилась к практической работе.